Буддизм — кратко о религии (история возникновения, основные положения, священные книги)

Возрождение [ править ]

Золотые ворота в городе Элиста , Республика Калмыкия

После распада Советского Союза с избранием президента Кирсана Илюмжинова в Калмыкии началось возрождение буддизма . Он также возродился в Бурятии и Туве и начал распространяться среди русских в других регионах.

В 1992 году Далай-лама впервые посетил Туву в России.

В России есть несколько тибетских буддийских университетов-монастырей, сосредоточенных в Сибири , известных как дацаны .

Федор Щербацкой , известный русский индолог , побывавший в Индии и Монголии во времена Российской империи , многие считают ответственным за создание основ изучения буддизма в западном мире.

Сейчас в России проживает от 700 000 до 1,5 миллиона буддистов, в основном в республиках Бурятия , Калмыкия и Тыва .

Регионы с большим буддийским населением править

Федеральный субъект Буддисты (2012) Буддисты (2016)
 Тува 61,8% 52,2%
 Калмыкия 37,6% 53,4%
 Бурятия 19,8% 19,8%
 Забайкальский край 6,3% 14,6%

Дацан Gunzechoinei Face

Буддизм в России

В 2012 году буддизм был религией 62% всего населения Тувы , 38% Калмыкии и 20% Бурятии . буддизма также есть верующие, составляющие 6% в Забайкальском крае , преимущественно этнические буряты, и от 0,5% до 0,9% в Томской области и Якутии . Буддийские общины могут быть найдены в других субъектах Федерации России, от 0,1% до 0,5% в Сахалинской области , Хабаровском крае , Амурской области , Иркутской области , Алтае , Хакасии , Новосибирской области , Томской области., Тюменская область , Оренбургская область , Архангельская область , Мурманская область , Москва и Московская область , Санкт-Петербург и Ленинградская область , а также в Калининградской области . В таких городах, как Москва, Санкт-Петербург и Самара , часто до 1% населения идентифицируют себя как буддисты.

Буддизм в Калмыкии

Калмыкия, это единственный европейский регион с преобладанием буддийского населения. Представляя собой потомственные западно-монгольские племена, родословная калмыков восходит к ойратам, приобщившимся к таинствам буддийской религии в XIII веке благодаря вхождению в империю Чингисхана. Однако в это время буддизм являлся вероисповеданием лишь политической элиты ойратов. Популяризация же учения среди простого населения происходит только в XVI-XVII веках. И, как и в случае с Бурятией и Тувой, калмыцкий буддизм также придерживается тибетских религиозных традиций. Особенно эта связь между Тибетом и Калмыкией укрепилась после признания в начале XVII века в ойратском мальчике перерождения третьего Далай-ламы.

Распространение буддизма среди ойратов способствовало и становлению отдельного калмыцкого этноса. В состав последнего вошли ойратские племена, принявшие буддизм и расселившиеся на запад в пределах Российского государства. При этом, подчиняясь российскому императору, калмыки образовали собственное управление — Калмыцкое ханство. Последнее просуществовало до 1771 года, когда указом императрицы Екатерины II было упразднено. В дальнейшем калмыцкий буддизм развивался, приобретал национальные черты и, подобно бурятской и тувинской сангхам, вел религиозную борьбу с шаманизмом.

Буддизм в Бурятии

Бурятия — республика России, чьи границы начинаются от восточных берегов Байкала. Будучи присоединенной к Российской империи, она оказалась устойчивой к русификации и избежала христианизации. С другой стороны, тесные культурные, торговые и политические связи с Монголией, а через нее и с Тибетом, сделали среди бурят популярным буддийское учение. Первые каменные дацаны здесь были возведены в XVIII веке.

Хотя среди буддийских народов буряты — последние, кто принял эту религию, сегодня именно они представляют буддийское большинство и представляют буддизм в России. В Бурятии располагается административный центр российских буддистов — Традиционная буддистская Сангха России, а также основные святыни и культовые сооружения. Важнейшим из них является Иволгинский дацан — резиденция Бандидо Хамбо-ламы — духовного лидера значительной части буддистов России.

Наряду с буддизмом, среди бурят довольно распространенным является традиционный шаманизм, или так называемая черная вера.

История

Первые свидетельства существования буддизма на территории современной России (точнее, Сибири, региона, ближайшего к Восточной Азии) относятся к VIII веку нашей эры и связаны с государством Балхэ , которое в 698–926 годах занимало часть сегодняшнего Приморья. и Амур . Мохэ , люди , чья культура была в значительной степени под влиянием соседнего Китая, Кореи и Маньчжурии, практиковали форму буддизма Махаяны. Первоначально он распространился на те регионы России, которые географически или культурно примыкают к Монголии (территория, известная как Монгольская степь ) или населенные монгольскими этническими группами : Бурятия , Забайкальский край , Тыва и Калмыкия . Последний из них был единственным буддийским регионом в Европе, расположенным к северу от Кавказа.

Встреча русских с буддизмом

С самых ранних задокументированных встреч с буддизмом и буддистами у россиян сложились в основном негативные впечатления о вере и своих приверженцах. Консервативные светские русские и христиане регулярно критиковали буддизм, рассматривая его как препятствие на пути к христианизации и русификации Сибири. Русские мыслители считали буддизм суеверной, но развитой религией, исповедующей противоположность рационального и научного мировоззрения. Взгляды россиян на буддизм были сформированы больше полемикой христианских миссионеров и геополитикой, чем академическим миром.

Когда казаки впервые столкнулись с буддизмом (в его тибетской форме) во время завоевания Сибири, они охарактеризовали буддизм как форму язычества. Ранние русские исследователи и христианские миссионеры описывали тибетский буддизм как «суеверие», «ложное вероисповедание или« идолопоклонство »среди других подобных ярлыков. Русская христианская литература регулярно называла буддийские храмы и монастыри языческими святынями. Буддийские религиозные службы осуждались как колдовство. шарлатанство или «шаманские оргии».

На протяжении XIX — начала XX века российские исследователи начали изучать тибетский буддизм. Однако из-за ориентализма и частого христианского или миссионерского воспитания ученых в наше время их работы не считаются академическими, и многие ученые того времени полагали, что буддизм несовершенен, и использовали мало текстового материала для усиления своих предубеждений. С появлением буддистских исследований в Западной Европе в XIX веке российское общество также столкнулось с идеей, что буддизм содержит впечатляющую философию и историю. Однако российские элиты и ученые считали истинный буддизм религией прошлого или в таких регионах, как Шри-Ланка. Сибирский буддизм считался отсталым на протяжении XIX и начала XX века. В конце 19-го и начале 20-го века некоторые части российского общества начали положительно относиться к тибетскому буддизму, но выступали за европеизацию буддизма и более тесную интеграцию буддистов в попытке их цивилизовать.

19 век — настоящее время

К 1887 г. насчитывалось 29 издательств и многочисленные дацаны . В 1917 году в этих этнических регионах насчитывалось около 20 000 буддистов и 175 храмов.

Когда образовался Советский Союз, все религии, включая буддизм, стали рассматривать как «орудия угнетения», а к буддистам, наделенным властью, относились неблагоприятно. К 1917 году Иосиф Сталин добился того, чтобы в стране не осталось открытых дацанов. СССР стремился устранить буддизм и другие религии, поскольку они считали, что отсутствие религии в сочетании с урбанизацией приведет к увеличению производства. В 1929 году многие монастыри были закрыты, а монахов арестовали и сослали. К 1930-м годам буддисты страдали больше, чем любая другая религиозная община в Советском Союзе: лам изгоняли и обвиняли в том, что они «японские шпионы» и «враги народа». В 1943 году всех калмыков насильно выслали в Сибирь из-за подозрений правительства в их сотрудничестве с нацистской Германией, когда она оккупировала часть Калмыкии. Около 40% калмыцкого населения умерло в изгнании, а те, кто выжил, не смогли вернуться на родину до 1956 года.

Однако буддизм не исчез из России благодаря усилиям Бидиа Дандарона , последователя Цыденова, известного буддолога и мыслителя. Дандарон попытался возродить буддизм в атеистическом государстве, представив концепцию необуддизма, сочетающую буддийские учения и современную западную философию с научными теориями. Позже Дандарон был арестован за создание религиозной общины и в конце концов умер в лагере для военнопленных. Тем не менее его ученики сыграли ключевую роль в возрождении российского буддизма в 1990-х годах.

Религии России

Буддизм – одна из традиционных религий в Российской Федерации, наряду с христианством, исламом и иудаизмом, хотя и имеет меньше всего последователей. Подавляющее большинство россиян (около 79 %) считают себя христианами, в основном православными, хотя есть среди них и католики, и протестанты, и последователи сект, например, свидетели Иеговы. Около 4 % населения – мусульмане.

Иудаизм и буддизм в России исповедует менее 1 % жителей. Однако для многомиллионного населения и доли процента выражаются в тысячах людей. Буддистские храмы есть не только в Калмыкии, Бурятии и Туве, но и в Омской и Иркутской областях, Забайкальском крае, Санкт-Петербурге, Москве и Московской области.

Среди жителей республик, в которых эта религия издавна была традиционной, последователей буддизма в России насчитывается примерно 900 тысяч, но только 500 тысяч из них являются практикующими.

Остальное население Российской Федерации не принадлежит ни к каким религиям (9 %), либо его представители являются атеистами (7 %).

Перспективы самостоятельного развития

Не отказываясь от помощи сильных буддийских стран, последователи этой религии в России надеются, что в скором времени учение обретет самостоятельность и будет развиваться независимо. Но этот момент осложняется несколькими проблемами.

  • Из солидарности с Китаем Россия отказала Далай-ламе в визе, и он не посещает страну. Многие буддисты отправляются в Индию на встречу с духовным лидером, но контакты неизбежно ослабляются.
  • До настоящего времени до конца не изучены и не переведены многие основополагающие религиозные тексты, из чего следует, что буддизм пока не может восприниматься целостно.
  • Духовные институты и академии еще не полноценны, судьба их выпускников проблематична, немногие из них способны стать наставниками и посвятить жизнь монашеству.

Однако изучение и развитие буддизма в России продолжается. Для нескольких народов он является традиционной религией, и богатства его философии и психологии важны для населения.

Тринадцать столетий вместе с Россией

История буддизма в нашей стране насчитывает не менее тринадцати столетий. По всей вероятности, буддизм появился на землях, которые сегодня являются частью Российской Федерации, еще в VI веке или даже раньше; его практиковали тюркские племена, населявшие юг Алтая и верховья Енисея. Тувинские и некоторые западные ученые полагают, что к этим племенам буддизм Хинаяны, а затем Махаяны проникал из Согда.

Однако эти предположения трудно подтвердить. Первые материальные свидетельства существования буддизма на территории современной России относятся только к VIII веку. Тогда в Приморье и Приамурье процветало государство Бохай, культурно близкое Корее и Китаю. Археологи владивостокского Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН за 40 с лишним лет полевых исследований обнаружили множество предметов, указывающих на то, что в Бохае, а также в государстве чжурчженей Цзинь, которое образовалось на тех же землях в XI веке, практиковали Махаяну и Важдраяну.

Однако ни древние тюрки, ни бохайцы, ни чжурчжени не остались в России в прежнем виде и не сохранили буддийское мировоззрение. В нашей стране закрепился тибетский буддизм, принесенный позднее – вначале калмыками (ойратами), затем бурятами и тувинцами. Как отмечает в интервью для нашего фильма профессор Наталия Жуковская, «буддизм проявил здесь свою великую толерантность. Когда он сталкивался в разных странах и у разных народов с такими же высокоразвитыми религиями, как он сам, это были контакты равных с равными. А у монголов, бурят и калмыков это был контакт с шаманизмом, с культом гор, с культом духов – хозяев природы, холмов, рек, озер и так далее. И буддизм с ними со всеми прекрасно сумел поладить».

Дацан Гунзэчойнэй

Строительство этого культового сооружения происходило в период с 1910 по 1915 год, в котором храм был освящён. Средства на его постройку поступили из нескольких источников:

  • от буддийского главы из Тибета Далай-ламы XIII;
  • из личных пожертвований бурятских и калмыцких верующих;
  • от Богдо-гегена, лидера монгольских буддистов.

Дацан Гунзэчойнэй

В годы революции и гражданской войны храм разграбили, и он не работал. В 1924 годы его внутренний интерьер был восстановлен, и теперь уже Ленинградский дацан функционировал ещё одиннадцать лет.

Затем буддийские монахи подверглись репрессиям, и храм прекратил свою деятельность. Тремя годами позже его имущество было передано в местный Музей истории религии и атеизма, а само здание национализировали.

И только в 1989 году верующие буддисты дождались возобновления его работы. С этого времени храм называют Дацан Гунзэчойнэй – так, как его назвали при освящении.

Этот буддийский храм – одно из тех культовых сооружений, при которых можно жить ламам. Его ламы получили образование в буддийском институте при Иволгинском дацане в Бурятии, о котором и пойдёт речь дальше в нашем рассказе.

Буддизм в СССР

После Октябрьской революции буддизм в России был подвержен модному тогда духовному веянию — обновленчеству. Синтез дхармы и марксизма призван был реорганизовать буддистские общины. В рамках этого движения в Москве 20-х гг. даже состоялся всероссийский буддийский собор. Однако затем политика партии переменилась, и в отношении религиозных организаций начались массовые репрессии. Монастыри закрывались, храмы разрушались, а духовенство преследовалось. До послевоенной «оттепели» народы России, исповедующие буддизм, потеряли более 150 монастырей. В Бурятии из 15 тысяч лам к 1948 году осталось менее 600 человек. Что касается Тувы и Калмыкии, то на оба региона насчитывалось всего несколько десятков выживших священнослужителей из 8 тысяч.

Десять стран с самым большим буддийским населением

По данным Pew Research Center, страны с самым большим буддийским населением по состоянию на 2010 год.
Страна Расчетное буддийское население % от всего населения страны % мирового буддийского населения
Китай 244 130 000 18,2% 50,1%
Таиланд 64 420 000 93,2% 13,2%
Япония 45 820 000 36,2% 9,4%
Мьянма 38 410 000 87,90% 7,9%
Шри-Ланка 14 450 000 70,2% 3,0%
Вьетнам 14 380 000 16,4% 2,9%
Камбоджа 13 690 000 96,9% 2,8%
Южная Корея 11 050 000 22,9% 2,3%
Индия 9 250 000 0,8% 1,9%
Малайзия 5 010 000 19,8% 1,0%
Итого по десяти странам 460 620 000 (% от общего количества всех десяти стран) 15,3% 94,5%
Итого для остального мира 26 920 000 (% от остального населения мира) 0,4% 5,5%
Всего в мире 487 540 000 7,1% 100%

Первые сведения

В VII веке на Дальнем Востоке образовалось государство Бохай, около 130 лет занимавшее часть российских земель, которые в современной действительности называются Приамурьем и Приморьем.

Большая часть бохайцев поклонялась шаманизму. В духовной культуре жителей Бохая ощущалось воздействие и соседей этого государства: 

  • маньчжурцев,
  • корейцев,
  • китайцев.

Местные знатные люди и чиновники исповедовали Махаяну.

Знаменитый бохайский поэт Хайтэй так говорил о своих шести (по буддийской Дхарме) возможностях перерождения:

Археологи обнаружили руины бохайских кумирен тех времён. Их пять, местоположение первой – Хасанский, а остальных – Уссурийский район:

  • Краскинское городище,
  • Корсаковская,
  • Борисовская,
  • Абрикосовская,
  • Копытинская.

Краскинское городище

Результатом раскопок явилось множество фрагментов и целых статуэток. Материал, из которого были сделаны Будды и бодхисаттвы – это камень, обожжённая глина и позолоченная бронза. Кроме них были найдены и другие предметы для отправления буддийского культа.

Буддийские храмы и монастыри в России[править | править код]

Москваправить | править код

  • Тубден Шедублинг (строится с 2015 года)
  • Легшед Даржалинг (МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БУДДИСТОВ ГОРОДА МОСКВЫ «МОСКОВСКИЙ ДАЦАН «ЛЕГШЕД ДАРЖАЛИНГ», М. Профсоюзная, 117218, город Москва, улица Кржижановского, дом 13 корпус 2, ком. 28)

Республика Калмыкияправить | править код

  • Золотая Обитель Будды Шакьямуни (Элиста)
  • Гедден Щеддуп Чойкорлинг
  • Храм Великой Победы (Большой Царын)
  • Кетченеровский хурул
  • Цаганаманский хурул
  • Малодербетовский хурул
  • Лаганский хурул
  • Цаган Атха (Улан-Хол)
  • Джалыковский хурул
  • Сякюсн-Сюме (Аршан)
  • Яшкульский хурул
  • Городовиковский хурул
  • Комсомольский хурул
  • Ульдючинский хурул
  • Икибурульский хурул
  • Яшалтинский хурул
  • Приютинский хурул
  • Садовский хурул
  • Чёёря-хурул (Ики-Чонос)

Республика Бурятияправить | править код

  • Иволгинский дацан (Хамбын Сумэ)
  • Гусиноозёрский (Тамчинский) дацан
  • Улан-Удэнский дацан (Хамбын-Хурэ)
  • Мурочинский дацан (Балдан Брэйбун)
  • Курумканский дацан
  • Сартул-Гэгэтуйский дацан
  • Атаган-Дырестуйский дацан
  • Табангут-Ичетуйский дацан
  • Сартуул-Булагский дацан
  • Эгитуйский дацан
  • Санагинский дацан
  • Кижингинский дацан
  • Тугнуйский дацан
  • Кыренский дацан
  • Хойморский дацан
  • Анинский дацан
  • Чесанский дацан

Республика Тываправить | править код

Названия и места написаны на тувинском языке

  • Цеченлиң (Управление Камбы-Ламы РТ)
  • Көөп-Сөөк Хүрээзи
  • Шедуп Даржалиң Хүрээзи
  • Түбтен Чойлиң Хүрээзи
  • Алдыы-Хүрээ (г. Чадан)
  • Түбтен Шеддуплиң
  • Өвүрнүң Дуганы
  • Гандан Дойолиң-Улуг-Хемниң Дуганы
  • Даши Панделиң (пгт. Каа-Хем)
  • Долмалиң (Мөңгүн-Тайга)
  • Самагалтай Хүрээзи
  • Эрзинниң Хүрээзи
  • Каа-Хемниң Дуганы
  • Бай-Хаактың Дуганы
  • Хову-Аксының Дуганы
  • Устуу-Хурээ (г. Чадан)
  • Гандан Пунцоглиң (Дхарма-центр г. Кызыл)

Республика Алтайправить | править код

Названия написаны на алтайском языке

  • Ак-Буркан кӱрее (г. Горно-Алтайск)
  • Амыр-Санаа кӱрее (с. Майма) (строится)
  • Алтын Судур кӱрее (с. Чемал) (строится)
  • Ак Сӱмер кӱрее (с. Онгудай) (строится)

Свердловская областьправить | править код

Шедруб Линг — храм на горе Качканар, известный в СМИ из-за попыток властей его снести, так как он находится в санитарной зоне предполагаемого карьера для разработки Качканарского месторождения.

Литература[править | править код]

  • Кузьмин С. Л. // Буддизм в третьем тысячелетии: тенденции и перспективы развития. Т. 1. Материалы Международной научной конференции (7-9 сентября 2016 г.). — Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2016. — С. 24—31.
  • Кулаков А. Е. Религии мира. — М.: Астрель, 2003. — ISBN 5-17-017645-7.
  • Мартышин О. В. Государство и религия в постсоветской России (статья вторая) // Государство и право. — 2015. — № 8.
  • Дзен-буддизм (чань-буддизм) в России // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. — М.: Логос, 2005. — Т. III. — С. 298—301. — 464 с. — ISBN 5-98704-044-2.
  •  (недоступная ссылка)
  •  (недоступная ссылка)
  • Сафронова Е. С. Буддизм в России. — М.: Изд-во РАГС, 1998. — 172 с.
  • Буддизм: история и современность. — Ростов н/Д, Харьков: Феникс; Торсинг, 2005. — 320 с. — (Религии мира). — ISBN 5-222-05852-2, ISBN 966-670-375-0.
  • Синицын Ф. Л. «Искусство поражать и устрашать»: Советская политика по отношению к буддийской культуре // Родина. — 2012b. — №  2. — С. 107—110.
  • Синицын Ф. Л. Воздействие «буддийского фактора» на внешнюю политику СССР в Дальневосточном регионе (1925—1945 гг.) // Вестник Дальневосточного отделения РАН. — 2012c. — № 1. — С. 53—59.
  • Синицын Ф. Л. К истории возникновения теории общности буддийского учения и коммунистической идеологии // Вопросы философии. — 2012d. — № 6. — С. 106—115.
  • Синицын Ф. Л. Советская политика в отношении буддийской системы здравоохранения в 1920–1930-е гг.: реформы и репрессии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия История России. — 2012e. — № 2. — С. 91—104.
  • Синицын Ф. Л. Советская политика по отношению к буддийской системе образования // Образование и общество. — 2012f. — № 2. — С. 111—114.
  • Синицын Ф. Л. Красная буря. Советское государство и буддизм в 1917-1946 гг. — СПб.: Издание А. Терентьева, 2013a. — 528 с. — ISBN 978-5-90194-138-6.
  • Синицын Ф. Л. Советское государство и буддисты // Российская история. — 2013b. — № 1. — С. 62—76.
  • Синицын Ф. Л. Советская политика в сфере литературы и «буддийский фактор» (1920–1950-е годы) // Вопросы литературы. — 2013c. — № 5. — С. 327—346.
  • Терентьев А. А. Буддизм в России : история и современность // Земля Ваджрапани. Буддизм в Забайкалье: науч. изд. / сост. и науч. ред. Ц. П. Ванчикова; рук. проекта Б. Б. Жамсуев; под общ. ред. П. С. Вайшрамана; Адм. Агин. Бурят. авт. окр.. — М.: Изд-во Феория, 2008. — С. 14—27. — 359 с.
  • Уланов М. С. Буддизм в истории русской философии XIX — первой половины XX вв.. — Элиста: Изд-во КалмГУ, 2003. — 178 с.
  • Уланов М. С. Буддизм в русской культуре конца XIX — первой половины XX века. — Элиста: Изд-во КалмГУ, 2006. — 115 с.
  • Уланов М. С. Буддизм в социокультурном пространстве России. — Элиста: Изд-во КалмГУ, 2009. — 236 с.
  • Цыремпилов Н. В. Буддизм в христианской империи: трансформации бурятской буддийской сангхи в имперской России // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. — 2011a. — № 1. — С. 88—99.
  • Цыремпилов Н. В. «Чужие» ламы. Российская политика в отношении заграничного буддийского духовенства в XVIII — начале XX в. // Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство: четвёртые Доржиевские чтения «Буддизм и современный мир»: материалы конф.. — СПб., 2011b. — С. 142—153.
  • Цыремпилов Н. В. Буддизм в России: прошлое и настоящее // Власть. — 2013. — № 4. — С. 84—87.
  • Янгутов Л. Е. Буддизм в России и Монголии: проблемы исследования // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. — 2013. — № 2. — С. 124—129.

Период гонений

С отделением церкви от государства и приходом советской власти все религии стали подвергаться гонениям, не избежал этой участи и буддизм. Разрушения не начались сразу же. Некоторое время религиозный деятель Агван Доржиев пытался найти компромисс с коммунистами, утверждая, что у двух идеологий единая цель, но репрессии все равно начались.

На историю буддизма в России очень повлиял этот период. Сначала в Бурятии и Калмыкии, а затем и в Туве было уничтожено множество храмов. Последователи веры арестовывались, отправлялись в тюрьмы, даже расстреливались.

Ситуация нормализовалась только к концу Второй мировой войны, когда преследования прекратились. К тому времени от всего многообразия храмов остался лишь один хурул в Калмыкии, все остальные здания превратились в руины.

Разрешение заново открывать помещения для богослужений привело к восстановлению монастырей и строительству новых храмов, росту популярности этой религии у народа.

Итоги Джунгарского буддийского ханства и буддийского развития иститута ламства в России

Активная деятельность тибетских и монгольских, джунгарских  проповедников привела к развитию монашеского института, строились храмы и монастыри, молильни и ступы, возникло несколько ступеней при обучении в университетах. Возникли институты по обучению: буддийской философии (цанид), Тантре (нангпа), астрологии, буддийскому искусству и тибетской медицине (джуд).

До революции российский буддизм переживал буквально расцвет, т.е. было налажено производство статуй, тханок, благовоний, было развито книгопечатание.

Тантрическое мастерство до революции переживало также свой расцвет, так как тибетские ламы соблаговолили открыть свои секреты бурятским ламам — появились тантрические монастыри или центры, центры отшельничества и ретритов (горные ретриты от Джонангпы), в Бурятии были собраны все важные тексты, что привело к потоку желающих обучаться у бурятских лам. Приходили обучаться тантрическим таинствам из таких стран как: Манджурия, Китай, Япония, Тибет, Корея, Вьетнам.

Алтайские ламы до революции со своим специфическим колоритом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector