Тенгрианство

Мифология

Тенгри был главным богом тюркского пантеона, управляющим небесной сферой. Считается, что Тенгри поразительно похож на индоевропейского бога неба * Дайеуса , а структура реконструированной протоиндоевропейской религии ближе к ранним тюркам, чем к религии любого народа Ближнего Востока или Средиземноморья. древность.

В тюркской мифологии Тенгри — чистый белый гусь, который постоянно летает над бескрайним водным пространством, олицетворяющим время. Под этой водой Ак Ана («Белая Мать») взывает к нему, говоря: «Твори». Чтобы преодолеть свое одиночество, Тенгри создает Эр Киши , который не такой чистый и не такой белый, как Тенгри, и вместе они создают мир. Эр Киши становится демоническим персонажем и стремится ввести людей в заблуждение и втянуть их в свою тьму. Тенгри принимает имя Тенгри Юлген и уходит на Небеса, откуда он пытается дать людям руководство через священных животных, которых он посылает среди них. В Ак тенгри занимает пятый уровень Небес. Жрецы- шаманы, которые хотят достичь Тенгри Улген, никогда не поднимутся выше этого уровня, где они передают свои желания божественным проводникам. Возвращение на землю или на человеческий уровень происходит в судне в форме гуся.

Имя

Правописание 𐱅𐰭𐰼𐰃 Тенгри в древнетюркском сценарий (написанный справа налево, а t²ṅr²i )

Самая старая форма имени записана в китайских летописях с 4 века до нашей эры и описывает верования хунну . Он принимает форму 撑 犁 / Cheng-li , которая, как предполагается, является китайской транскрипцией Tängri . (The Пратюркской форма слова была реконструирована * Tenri или * Taŋrɨ .) Кроме того , реконструированные Алтайской этимологии от * T`aŋgiri ( «Клятва» или «бог») хотела бы подчеркнуть божественность бога , а не его домена над небо.

Тюркская форма, Tengri , засвидетельствована в 8 — м веке надписи Орхон как Древнетюркский форме 𐱅𐰭𐰼𐰃 Tenri . В современном турецком языке производное слово « Tanrı » используется как родовое слово для «бога» или , и сегодня турки используют его для обозначения любого бога. Верховным божеством традиционной религии чувашей является Тура .

Другие имени в современных языках включают монгольский : Тэнгэр («небо»), болгарский : Тангра , азербайджанский : Tanrı .

Ранее предполагалось , что китайское слово «небо» 天 ( мандаринское : tiān < древнекитайский * thīn или * thîn ) связано с Тенгри , возможно, это заимствование китайского языка из доисторического языка Центральной Азии. Однако это предложение вряд ли в свете последних реконструкций Старого китайского произношения символа «天», такие как * qʰl’iːn ( Zhengzhang ) или * ( ) ,, которые предлагают для天а глухое латеральное начало, либо кластерный, либо одиночный согласный, соответственно. Baxter & Sagart (2014: 113-114) указали на засвидетельствованные диалектные различия в китайском восточно-ханьском языке , использование 天 в качестве фонетического компонента в и выбор 天 для транскрибирования иностранных слогов, все из которых побудили они пришли к выводу, что около 200 г. н.э. начало 天 имело два произношения: корональный * и дорсальный * x , оба из которых, вероятно, произошли от более раннего безголосого латерального * l̥ˤ .

Лингвист Стефан Георг предложил слово тюркское , в конечном счете берет свое начало как заимствование из прото-енисейской * tɨŋgVr- «высокий».

Рекомендации

  • Брент, Питер. Монгольская империя: Чингисхан: его триумф и его наследие . Книжный клуб Associates, Лондон. 1976 г.
  • Саранджерель. Избранный духами . Книги Судьбы, Рочестер (Вермонт). 2001 г.
  • Schuessler, Аксель. ABC этимологический словарь древнекитайского . Гавайский университет Press . 2007 г.
  • Георг, Стефан. «Türkisch / Mongolisch tängri« Himmel / Gott »und seine Herkunft», «Studia Etymologica Cracoviensia 6, 83–100.
  • Бруно Й. Рихтсфельд: Rezente ostmongolische Schöpfungs-, Ursprungs- und Weltkatastrophenerzählungen und ihre innerasiatischen Motiv- und Sujetparallelen; в: Münchner Beiträge zur Völkerkunde. Jahrbuch des Staatlichen Museums für Völkerkunde München 9 (2004), S. 225–274.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ .
  2. ↑ , с. 14.
  3. ↑ , с. 23.
  4. ↑ .
  5. ↑ .
  6. ↑ , с. 128.
  7. , с. 179.
  8. , с. 320—321.
  9. ↑ , с. 29.
  10. .
  11. ↑ .
  12. .
  13. , с. 18.
  14. ↑ , p. 204.
  15. , p. 65.
  16. , с. 36.
  17. .
  18. .
  19. , с. 47.
  20. ↑ , гл. 1.
  21. , с. 71 и след.
  22. , с. 41.
  23. Гумилёв Л. Н. // Древние тюрки. — М.: Наука, 1967. — 504 с.
  24. Гумилёв Л. Н. // Тысячелетие вокруг Каспия. Историко-этнологическое исследование ойкумены Евразии за 1500 лет — с III в. до н.э. по XII в. н. э. — М.: Айрис-Пресс, 2014. — 384 с. — (БИиК Собр. сочинений Л. Н. Гумилёва). — ISBN 5-7836-0508-5.
  25. Гумилёв Л. Н. // Поиски вымышленного царства (Легенда о «государстве пресвитера Иоанна»). — М.: ГРВЛ, 1970. — 432 с.
  26. , с. 271.
  27. .
  28. .
  29. , p. 205.
  30. ↑ , с. 15.
  31. , с. 129.
  32. ↑ , с. 144.
  33. .
  34. ↑ .
  35. ↑ , гл. 3.
  36. , ч. 3.1 Тенгри-хан и названный сын его Христос.
  37.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 мая 2014.
  38. ↑ , pp. 206–207.
  39. , с. 10 прим.
  40. Омуралиев Ч. О необходимости духовной цивилизации (Текст выступления на международном симпозиуме «Поиск новых мировых культур на пути к 21-веку», который состоялся в период с 23 по 27-апреля 1997-г. в Вашингтоне) // , pp. 295—297
  41. , с. 165.
  42. , с. 135.
  43. , с. 1—6.
  44. ↑ .

Библиография

  • Бордо, Майкл; Филатов, Сергей, ред. (2006). Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания [ Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания . 4 . Москва: Институт Кестона ; Логотипы. ISBN 5-98704-057-4.
  • Дулов, Владимир (2013). «Болгарское общество и разнообразие языческих и неоязычных тем». В Каарина Айтамурто; Скотт Симпсон (ред.). Современные языческие и местные движения веры в Центральной и Восточной Европе . Дарем: Проницательность. С. 195–212. ISBN .
  • Хамфри, Кэролайн; Онон, Ургандж (1996). Шаманы и старейшины: опыт, знания и сила у даурских монголов . Оксфорд: Clarendon Press.

История

Печать из Güyüg Хан письма «s к папе Иннокентию IV , 1246. Первые четыре слова, сверху вниз, слева направо, читать„Мункэ ṭngri-инь küčündür“-„ Под властью вечного неба “.

Тенгри был национальный бог из народности , описываются как «бог тюрков» ( Турук Tängrisi ). Гёктюркские ханы основывали свою власть на мандате Тенгри. Эти правители были общепринятыми как сыновья Тенгри, которые представляли его на Земле. Они носили такие титулы, как тенгрикут , кутлуġ или куталмыш , основываясь на вере в то, что они достигли кут , могущественного духа, дарованного этим правителям Тенгри.

Тенгри был главным божеством, которому поклонялся правящий класс среднеазиатских степных народов в 6-9 веках ( тюрки , монголы и венгры ). Он потерял свое значение, когда в VIII веке уйгурийские каганы провозгласили манихейство государственной религией. Поклонение Тенгри было принесено в Восточную Европу гуннами и ранними булгарами .

Тенгри считается главным богом, создавшим все сущее. Помимо этого небесного бога, у них также были второстепенные божества ( Альпы ), которые служили целям Тенгри. Как Гёк Танри, он был отцом солнца ( Кояша ) и луны ( Ай Танри ), а также Умая , Эрлика и иногда Юлгена .

Историческое тенгрианство[править | править код]

Слово «Тенгри», написанное орхонским письмом

Основы понимания тенгрианства как традиционного культа, связанного с «верховным» богом Тенгри, сформулировал французский востоковед Жан-Поль Ру.

Важными источниками о средневековом тенгрианстве являются памятники древнетюрского рунического письма, особенно «Книга гаданий», а также эпос «Сокровенное сказание монголов».

Тюркские рунические памятники VIII—XI веков свидетельствуют об отсутствии у тюрок монотеизма, аиконичности их религии, наличии двух мировоззренческих пластов, воплощённых в паре высших сил каждый. Архаический космогонический пласт, верх и низ мироздания выражались в Тенгри (Небо) и Йер-Су (Земля и Вода). В качестве более позднего наслоения рассматривается пара антропоморфных богов Тенгри и Умай, представляющих собой мужское и женское начала. Тенгри в данном случае является не объединяющим «пантеон» понятием, а омонимами с разной семантикой.

Некоторые исследователи предполагают, что в религии тюрков и монголов было два модуса: народный и имперский, собственно тенгрианство. Если связанные с культом Неба народные верования (шаманизм) уходят в глубину веков, то монотеистическая имперская стадия сформировалась в эпоху Тюркского каганата либо, как полагает монгольский академик Ш. Бира, не ранее возникновения Монгольской империи.

Распространение буддизма, манихейства, христианства и ислама способствовало с VIII—X веков осмыслению частью тюрок Тенгри как верховного или единого бога. В разной форме в тенгрианских верованиях сохранялись также традиционные элементы шаманизма, тотемизма, поклонение солнцу, горам, предкам и др.

Космологияправить | править код

Пик Хан-Тенгри на закате.

Как исследователи, так и сами современные тенгрианцы считают, что тенгрианство не имело сакральных текстов и основывалось на устной эпической традиции.

Кюк-Тенгри (Синее Небо) — Бог, Единое, творец всего — обычно понимается пантеистически/панентеистически как неантропоморфный Абсолют, идентичный даосскому Дао, индуистскому Пара Брахману, древнегреческому апейрону.

Все другие божества почитались в качестве манифестаций Тенгри либо духов природных стихий. Помимо Тенгри в древнетюркских рунических надписях присутствовал культ богини земли Умай и владыки подземного мира, рогатого старика Эрлика. Пантеон древних тюрков включал также Йер-Суб (Землю-Воду), Землю, Воду (Су иясе), Огонь (Ут-ана), Солнце (Кояш), Луну (Ай), Звезды, Воздух, Облака, Ветер, Смерч, Гром и Молнию, Дождь и Радугу. Монголы верили в 99 божеств-тэнгри.

Культправить | править код

Н. Г. Аюпов (казах.)русск. подчёркивает «неинституциональный», мировоззренческий характер тенгрианства, где ключевыми принципами являются следующие:

  • признание трансцендентального Сущего, безличного бога как Тенгри («атеистический монотеизм» по А. Кодару);
  • культ матери-природы (Умай, Этуген);
  • вера в жизненную силу Кут («кудрəтлик»);
  • поклонение душам умерших предков (онгон) «аруахам», которые незримо помогают своим потомкам.

Ханаанская религия

Ханаанская религия

О ханаанцах, которые населяли область между Средиземным морем и рекой Иордан, сохранилось очень мало записей. Из Торы и Библии известно только то, что они являлись постоянным врагом израильтян. Тем не менее, в 1927–1937 годах было найдено довольно много ханаанских скрижалей на северном побережье Сирии. У этой народности существовала политеистическая религия с множеством божеств, основными из которых были Эл — верховное божество — и Баал — его сын, который являлся богом грома и дождя. Одним из самых популярных мифов являлся рассказ о сражении между Баалом и Мотом — богом смерти. Из-за влияния соседних сект и завоевания ханаанцев Израилем эта религия постепенно исчезла полностью.

Манихейство

Манихейство

Манихейство, основанное в третьем веке нашей эры персом по имени Мани, изначально рассматривалось как еретическая христианская секта, но затем было признано самостоятельной религией. Ее основатель утверждал, что ему удалось объединить все религии в мире, в том числе зороастризм, буддизм и христианство. Манихейство, которое основывалось на разнице между добром и злом, якобы являлось путем к спасению. Самые ярые приверженцы манихейства становились «избранными» (они чем-то напоминали буддийских монахов) и начинали вести кочевой образ жизни, проповедуя свою религию. В средневековье последователей манихейства начали подвергать гонениям, поэтому популярность религии постепенно сошла на нет.

Ведизм

Ведизм

Ведизм — религия древних индо-ариев — был популярен с 1500 г. до н. э. до 500 г. до н. э. На ее основе была создана современная индуистская система верований. В этих религиях фактически одни и те же священные тексты. Богов подразделяли на две категории: дэвы, или боги природы, и асуры — боги нравственных понятий. Устные гимны были чрезвычайно важны для последователей ведизма, а также священники играли огромную роль в различных обрядах. Несмотря на то, что в ведизме практиковались жертвоприношения животных, это было не очень распространено. Верховным богом ведизма был Индра.

  1. kulturologia.ru
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector