77 важнейших богов ацтеков и их значение

Пантеон ацтекских богов по части мира, которой они управляют[править | править код]

Земляправить | править код

  • Шипе-Тотек — бог силы, владыка сезонов и возрождения, правитель Востока,
  • Тонакатекутли — бог пропитания, ассоциируется с Ометекутли,
  • Тонакасиуатль — богиня пропитания, ассоциируется с Омесиуатль,
  • Тлальтекутли — старый бог земли,
  • Шилонен — богиня сельского хозяйства,
  • Центеотль — бог кукурузы.

Небоправить | править код

  • Тескатлипока — бог провидения, темноты и незримого, владыка ночи, правитель Севера.
  • Шипе-Тотек — бог силы, владыка сезонов и возрождения, правитель Востока.
  • Кецалькоатль — бог жизни, света и мудрости, повелитель ветров, правитель Запада.
  • Уицилопочтли — бог войны, солнца и огня, правитель Юга.
  • Шолотль — бог смерти, вечерней звезды, и двойник Кецалькоатля.
  • Эекатль — бог ветра
  • Тлалок — бог дождя
  • Койольшауки — богиня Луны
  • Мецтли — бог Луны
  • Тонатиу — бог солнца
  • Сенцонмимишкоа — 400 богов северных звезд
  • Сенцонуицнауа — 400 богов южных звезд
  • Тлауицкальпантекутли — бог утренней звезды (Венера)
  • Тлальтекутли — бог земли
  • Тлальтекутли — бог земли
  • Чальчиутликуэ — богиня воды, озер, рек, морей, ручьев, горизонтальных вод, штормов и крещения
  • Тонатиу — бог Солнца
  • Тласолтеотль — богиня похоти, сексуальных проступков
  • Миктлантекутли — бог подземного мира
  • Центеотль — бог кукурузы
  • Тлалок — бог дождя
  • Кецалькоатль — бог жизни, света и мудрости, повелитель ветров и на следующий день, правитель Запада.
  • Тецкатлипока — бог провидения, темнота и невидимый, владыка ночи, правитель Севера.
  • Тлауицкальпантекутли — бог рассвета
  • Ситлаликуэ — богиня звёзд женского пола (Млечный Путь)
  • Шиутекутли — бог огня, дня, тепла и вулканов

Ночьправить | править код

  • Тецкатлипока — бог провидения, темноты и незримого, владыка ночи, правитель Севера.
  • Пильцинтекутли — бог видений, связанных с Меркурием (планетой, которая видна непосредственно перед восходом или закатом) и исцеления.
  • Центеотль — бог кукурузы.
  • Миктлантекутли — бог подземного мира.
  • Чальчиутликуэ — богиня воды, озёр, рек, морей, ручьёв, потоков, штормов и крещения.
  • Тласолтеотль — богиня похоти, сексуальной распущенности.
  • Тепейоллотль — бог животных, пещер, эха и землетрясений. Вариант Тецкатлипоки, ассоциирующегося с горами.
  • Тлалок — бог дождя, молнии и грома, а также плодородия.

Огоньправить | править код

  • Шиутекутли — бог огня, дня, тепла и вулканов
  • Чантико — богиня топки и вулканов.
  • Шолотль — бог смерти, вечерней звезды, двойник Кецалькоатля.

Водаправить | править код

  • Тлалок — бог дождя, молнии и грома, а также плодородия.
  • Чальчиутликуэ — богиня воды, озер, рек, морей, ручьев, горизонтальных вод, штормов и крещения.
  • Уиштосиуатль — богиня соли
  • Опочтли — бог рыбалки и ловли птиц, кто изобрёл гарпун и сеть.

Покровителиправить | править код

  • Коатликуэ — богиня плодородия, жизни, смерти и возрождения.
  • Чимальма — богиня плодородия, жизни, смерти и возрождения.
  • Шотличикуэ — богиня плодородия, жизни, смерти и возрождения.
  • Ицпапалотль— обсидиановая бабочка, повелительница Цицимитль (англ.)
  • Тоси — богиня здоровья

Смертьправить | править код

  • Миктлантекутли — бог мёртвых, правитель подземного царства
  • Миктлансиуатль — богиня мёртвых, правитель подземного царства
  • Шолотль — бог смерти, вечерней звезды, и двойник Кецалькоатля

Покровитель жрецов Тескатлипока

В мифологии майя и ацтеков Тескатлипока почитается как владыка стихий, способный вызывать разрушительные землетрясения. Это уникальный персонаж, который одновременно является и создателем, и разрушителем мира (этакий индейский аналог бога Шива). Тескатлипока наказывает преступников и благоволит жрецам, он повелевает холодом и звездами. Иногда его воспринимали как колдуна, способного изменить свой физический облик.

Одним из атрибутов бога Тескатлипока является магическое зеркало Итлачиаякуе – дословно это можно перевести, как «место, из которого он глядит». Из этого таинственного зеркала исходит дым, который способен убивать врагов бога. В правой руке у Тескатлипока находится четыре стрелы, как символ неотвратимой кары, которую он сулит грешникам.

Надо отметить, что в мифологии индейцев Тескатлипока тяготеет к прекрасным девушкам. Однажды ему даже довелось соблазнить восхитительную Шочикецаль (богиню цветов), которая уже состояла в браке с Шочипилли. Так что добродетельный бог, любитель наказывать людей за их пороки, и сам не без греха.

Уицилопочтли – кровавый бог войны

Это одно из самых темных и жестокий божеств ацтекского пантеона. Уицилопочтли (которого также называют Вицлипуцли) известен как бог войны и покровитель города Теночтитлан. Именно ему древние индейские жрецы приносили наиболее жестокие и кровавые жертвы. По легенде Уицилопочтли постоянно сражался с силами Тьмы, а силу для этого бог получал именно через жертвоприношения.  

В качестве изображения божества была выбрана человекоподобная фигура, на голове которой красовался шлем, имитирующий клюв колибри. В левой руке Уицилопочтли располагался лук с четырьмя стрелами, дротики и копьеметалка. В правой руке у божества находилась дубинка в форме извивающейся змеи.

Надо сказать, что нрав Вицлипуцли вполне соответствует его грозному облику. Согласно одной из ацтекских легенд, однажды он отрубил голову своей собственной сестре по имени Койольшауки. Вы спросите, зачем он это сделал? А чтобы доставить людям удовольствие лицезреть Луну – отрубленная голова долетела до неба и каким-то образом превратилась в ночное светило. Оно и правильно. А то как бы мы читали заговоры на убывающую Луну?

Соединение ночи и дня, всех стихий

Интересно, что немалое влияние на культ Ометеотля оказало поклонение Кетцалькоатлю. В одном из ацтекских гимнов значится:

Конечно, здесь снова присутствует объединение материнского и отцовского, единство двух составляющих, необходимых для появления Вселенной. Вероятно, Ометеотль и был этим творцом, причём его сложная природа помогала превращать вещи в созидательную энергию.

Примечательно, что в этом старинном тексте имеется яркий символизм. Госпожой плоти называется ночь, а вот Господином – солнечный день. Кроме того, здесь указано единство небосвода и земной стихии. Ацтеки считали, что Ометеотль предстаёт перед ними всюду, являясь и водой, и воздухом, и звёздной ночью, и сияющим светилом дня.

Эта двойственность мира (и самого бога) кажется очень поэтической, даже наполненной неким романтизмом. Тем не менее, именно благодаря Ометеотлю на земле стали появляться разные существа, а порой он упоминается как прародитель ряда богов.

Поклонение ацтеков богу Ометеотлю / Stephen NoblePRO / nobleillustration.artstation.com

Кетцалькоатль

Кетцалькоатль («пернатый змей») — на языке науатль — имя божества древней Америки, один из главных богов ацтекского пантеона и пантеонов других цивилизаций Центральной Америки, а также имя исторической личности.

Кецаль (кетсаль, кетцаль, квезал) — небольшая птица с ярко-изумрудным оперением, которое высоко ценилось в традиционных культурах Америки. Кетцаль — древний символ свободолюбия: эта птица не живёт в неволе.
 

Кроме того, в честь ацтекского бога получил свое имя кетцалькоатль (лат. Quetzalcoatlus), крупнейший представитель отряда птерозавров.

Корни культа Змея в Мезоамерике уходят в глубокую древность; первые изображения птицеподобных змей датируются периодом 1150—500 до н. э. Змея олицетворяла землю и растительность, но это было в Теотиуакане (около 150 до н. э.), где змеи были изображены с перьями кетцаля. Более детальные изображения найдены в храме Кетцалькоатля, построенном около 200 г. до н. э., на которых можно видеть гремучую змею с длинными зелеными перьями кетцаля.

В Теотиуакане поклонялись Тлалоку, богу воды, в то время как Кетцалькоатль, как змея, олицетворял плодородие земли и был подчинен Тлалоку. После развития культа он стал самостоятельным.

Со временем Кетцалькоатль слился с другими божествами и перенял их свойства. Кетцалькоатль часто ассоциировался с Эхекатлем (Ээкатлем), богом воздуха, олицетворяя силы природы, а также ассоциировался с утренней звездой (Венерой) (под именем Тлауискальпантекутли (Тлауицкальпантекутли). Двойник (науаль, нагваль) и близнец Кецалькоатля Шолотль — бог вечерней звезды, планеты Венера. Ночью он переправляет через глубины подземного мира с запада на восток солнечный диск. Кетцалькоатль стал воплощением дождя, божественных вод и ветров, в то время как Тлалок был богом подземных и озерных вод, пещер и рек, а также растений. И наконец Кетцалькоатль стал одним из богов-создателей.
 

Влияние бога Теотиуакана распространилось и на майя, которые звали его К’ук’улькан.

В Шочикалько (700—900 гг. н. э.) правители стали связывать свою власть с именем Кетцалькоатля, изображения бога обрели больше человеческих черт. Со временем религию переняли тольтеки, и их правители стали использовать имя Кетцалькоатля. Тольтеки изображали Пернатого Бога человеком, обладающим божественными чертами, которые также связывают с их правителями.

Самым известным из этих правителей был Се Акатль Накшитль Топильцин Кетцалькоатль (Один Тростник Наш Повелитель Пернатый Змей — науатль) (923—947 либо 947—1000-е гг.), легенды о котором практически неотделимы от легенд о боге. В настоящее время наиболее признанной датой появления Кецалькоатля в Туле считается 980 г. Тольтеки связали Кетцалькоатля с собственным богом, Тецкатлипокой (Тескатлипокой), и сделали их равными соперниками и близнецами. В одной из легенд о Се Акатле говорится, что он считал свое лицо настолько безобразным, что отпустил длинную бороду, чтобы скрыть его, а позже стал носить белую маску. Легенда была несколько искажена, и на изображениях Кетцалькоатля часто стали изображать белобородым человеком.
 

В псевдонаучных кругах характерную внешность Кетцалькоатля нередко трактуют как доказательство визитов европеоидных путешественников в древнюю Америку.

Поклонение Кетцалькоатлю включало принесение в жертву бабочек и колибри, а в поздний период культа (когда влияние Кецалькоатля как политика сошло на нет) в жертву приносили и людей.

У тольтеков противником Пернатого Змея был Тескатлипока, который отправил Кетцалькоатля в изгнание. По другой версии Кецалькоатль добровольно уплыл на плоту из змей, пообещав вернуться. Широко распространенная (особенно в зарубежной литературе) версия об отождествлении ацтеками Кортеса с вернувшимся богом Кецалькоатлем по мнению В. И. Гуляева неверна.

Когда ацтеки переняли культуру тольтеков, Тескатлипока и Кетцалькоатль стали равными друг другу соперниками; Кетцалькоатля также звали Белым Тескатлипокой, в противоположность Чёрному Тескатлипоке. Вместе они создали мир, при этом Тескатлипока потерял стопу.

Миф о сотворении мира

Уицилопочтли возносит небо Юга , одного из четырех направлений света, окруженное соответствующими деревьями, храмами, узорами и символами гадания.

Согласно легенде, когда мексики прибыли в долину Анауак вокруг озера Тескоко , они считались другими группами наименее цивилизованными из всех, но мексики / ацтеки решили учиться и взяли все, что могли, у других людей, особенно у других людей. от древних тольтеков (которых они, кажется, частично перепутали с более древней цивилизацией Теотиуакана ). Для ацтеков тольтеков были основоположниками всех культур; « Толтекайотль » было синонимом культуры. Легенды ацтеков отождествляют тольтеков и культ Кецалькоатля с легендарным городом Толлан , который они также отождествляют с более древним Теотиуаканом.

Поскольку ацтеки приняли и объединили несколько традиций со своими собственными более ранними традициями, у них было несколько мифов о сотворении мира . Одно из них, Пять Солнц, описывает четыре великих века, предшествовавшие настоящему миру, каждый из которых закончился катастрофой и «назван в честь силы или божественного элемента, который жестоко положил конец каждому из них». Коатликуэ была матерью Чентцона Хуцнахуа («Четыреста южан»), ее сыновей и Койолксауки , ее дочери. Она нашла шар, наполненный перьями, и поместила его за пояс, забеременев Уицилопочтли . Другие ее дети стали подозревать отца и поклялись убить свою мать. Она родила на горе Коатепек, преследуемая ее детьми, но новорожденный Уицилопочтли победил большинство своих братьев, ставших звездами. Он также убил свою сводную сестру Койолксауки , вырвав ей сердце с помощью Ксиукоатля (синей змеи) и бросив ее тело с горы. Говорят, что это вдохновило ацтеков вырвать сердца из своих человеческих жертв и бросить свои тела на стены храма, посвященного Уицилопочтли, который олицетворяет солнце, прогоняющее звезды на рассвете.

Наша эпоха ( Нахуи-Оллин ), пятая эпоха или пятое творение, началась в древнем городе Теотиуакан. Согласно мифу, все боги собрались, чтобы принести себя в жертву и создать новую эпоху. Хотя мир и солнце уже были созданы, только через их жертву солнце будет приведено в движение и время, а также история могут начаться. Самый красивый и сильный из богов, Текуцистекатль , должен был принести себя в жертву, но когда пришло время самосожжения, он не мог прыгнуть в огонь. Вместо этого Нанахуатль, самый маленький и скромный из богов, который также был покрыт нарывом, первым принес себя в жертву и прыгнул в огонь. Солнце пришло в движение с его жертвой, и время началось. Униженный жертвой Нанахуатля, Текучстекатль тоже прыгнул в огонь и стал луной.

Изгнание Кетцалькоатля

Несмотря на своё успешное правление в мире людей, последние свои годы Кетцалькоатль провёл в изгнании. Но почему? Разные мифы дают разные ответы на этот вопрос. Одна из самых распространённых версий говорит, что жрецы других богов вступили в сговор против вождя, ставшего божеством.

Когда Кетцалькоатль заболел, они предложили ему “лекарство”. На самом же деле напиток вызывал одурманивание разума и потерю контроля над своими поступками. Приняв преподнесенное зелье, Кетцалькоатль впал в безумие и даже вступил в отношения с собственной сестрой.

Придя в себя, бог не мог поверить в совершённое. Чтобы искупить позор, он бросился в жертвенный костёр. Однако Кетцалькоатль не умер, а переродился, став “утренней звездой”, Венерой.

Кецалькоатль – ацтекский бог ветра, воздуха и знания ArtHouse Labs / arthouselabs.artstation.com

Другая версия легенды о последних годах божества рассказывает, что он добровольно отправился в изгнание. Его путь лежал к восточным странам, куда он добрался, построив “змеиный плот”. Считается, что главным противником Кетцалькоатля был бог Тескатлипока, строивший козни против него.

Нам немало известно о кровожадных божествах и жестоких культах ацтеков, предполагавших совершение человеческих жертвоприношений. Однако Кетцалькоатль был гуманным богом. Его почитание было связано с поднесением колибри и птиц, а вот человеческие жертвы появились лишь в поздний период (и то по требованию жрецов, а не самого бога).

Кетцалькоатль и Тескатлипока

Первоначально Кетцалькоатлю поклонялись племена тольтеков, но со временем он стал одним из главнейших божеств ацтеков. Переняв его культ, индейцы стали отождествлять Кетцалькоатля и Тескатлипоку со светлой и тёмной стороной мира. При этом нельзя сказать, что кто-то из этих божеств воплощал добро, а кто-то – зло. Ацтеки видели их двумя создателями Вселенной, творцами мира, который нельзя представить без единства противоположностей.

Кетцалькоатль – один из самых известных богов ацтеков. Несмотря на огромное значение его культа в религии индейцев, историки считают, что именно верования, связанные с ним, стали причиной падения могущества племён. В поздних легендах о Кетцалькоатле говорится, что его возвращение непременно произойдёт. Богами назывались белые люди, воплощения самого Кетцалькоатля, что должны были появиться в Центральной Америке. Увы, такими стали испанские завоеватели, что привели к краху империю ацтеков.

Поедающая грязь Тласольтеотль

Несмотря на довольно неблагозвучное имя (пожирательница грязи или экскрементов), эта ацтекская богиня занимала видное место в пантеоне индейцев. Она помогала людям очиститься от похоти, запретных страстей и тому подобных греховных напастей. Впрочем, богиня Тласольтеотль могла не только гасить страсти, но и возбуждать их, а также насылать на неугодных ей людей венерические болезни и безумие.

Изображали богиню в виде женщины с обнаженной грудью, облаченной в одеяния из хлопка. Непременным атрибутом Тласольтеотль было продетое в нос кольцо в виде полумесяца. На голове богини красовался головной убор, изготовленный из перьев перепелки. На шее Тласольтеотль находилась вымоченная в крови веревка или коралловая змея, символизирующая грехи.

Как и многие прочие боги ацтеков, Тласольтеотль была весьма требовательна по части жертвоприношений. По осени народ устраивал грандиозный праздник в ее честь. Кульминацией события было принесение в жертву молодой женщины. Из ее кожи изготавливали накидку, которую потом носил жрец, олицетворяющий Тласольтеотль. В засушливые годы в жертву богине полагалось приносить мужчину. Пленника привязывали к столбу, а затем бросали в него дротики. Ацтеки полагали, что капающая на землю кровь способна вызвать дождь.

Шесть основных характеристик ацтекской религии

Ацтекская религия сосредоточилась на том, как связаны боги, люди и природа. Ниже приведены шесть наиболее важных характеристик:

1- Поклонение Уицилопочтли

Был большой акцент на почитании Уицилопочтли.

Военные завоевания и ритуальные жертвы были связаны, и они сосредоточились на том, чтобы помочь Уицилопочтли сохранить Солнце в живых, чтобы избежать катастрофы каждые 52 года.

2- Сотворение мира в пяти попытках

Согласно этой религии, богам потребовалось пять попыток сотворить мир.

Первый создатель, Tezcatlipoca, стал ягуаром и разрушил мир. Через мгновение Кецалькоатль создал людей с помощью собственной крови.

3- человеческая жертва

Эта религия была основана на поддержании баланса природы. На небесах была постоянная борьба между светом и тьмой, битва, которая однажды будет проиграна.

Поскольку богам нужна была кровь, чтобы выиграть битву с тьмой, была принесена человеческая жертва.

Жертвы стали распространенными в Мексике. Сражения часто велись только для того, чтобы захватить заключенных ради жертвы..

4- Конец света каждые 52 года

Каждые 52 года люди боялись, что мир закончится. Все религиозные пожары были потушены, люди по всей империи уничтожили свои вещи и практиковали траур.

Когда появилось созвездие Плеяды, безопасность в мире была гарантирована еще на 52 года.

5- Мир разделен на четыре части

Для этой религии мир был разделен на четыре сектора, а в центре был город Теночтитлан. Небеса были разделены на тринадцать восходящих слоев, а подземный мир — на девять нисходящих слоев..

Небеса и подземный мир были описаны как колеса внутри колес, более распространенная форма для ацтеков, чем слои или луны.

Храм Теночтитлана был местом, где встретились силы неба и земли..

6- Жизнь после смерти

Пророчества были большой частью ацтекской религии.

Жизнь после смерти человека основывалась на том, как он умер. Некоторые, как те, что принесены в жертву Уицилопочтли, присоединятся к битве против тьмы..

Согласно мифологии, некоторые люди в конечном итоге перевоплощаются в птиц или бабочек и, в конечном итоге, в людей.

Другие были бы духами, которые какое-то время бродили по Земле; в какой-то момент большинству придется совершить великое путешествие по девяти уровням подземного мира.

Люди были похоронены в сидячем положении с предметами, которые помогут им в их путешествии. В конце концов, они будут жить во тьме.

Боги подземного мира

  • Миктлантекутли , бог подземного мира . (Миктлан)
  • Миктекачихуатль , богиня подземного мира . (Миктлан)
  • Аколмизтли , бог подземного мира . (Миктлан) Может быть, это разновидность Миктлантекутли . В основном он известен как Аколмизтли, однако на настоящей странице он известен как Аколнахуакатль.
  • Техлотль , бог, живший в одном из девяти слоев подземного мира. Этот был связан с такими совами, как Чальчиухтеколотль .
  • Некстепуа , бог, живший в одном из девяти слоев подземного мира.
  • Микапетлакалли , богиня, жившая в одном из слоев подземного мира (жена Некстепуа)
  • Икспузтеке , бог, живший в одном из девяти слоев подземного мира.
  • Несоксочи , богиня, жившая в одном из девяти слоев подземного мира (жена Икспуцтеки)
  • Цонтемок , бог, живший в одном из девяти слоев подземного мира
  • Чалмеккациуатль , богиня, жившая в одном из девяти слоев подземного мира (жена Цонтемока)
  • Ксолотль , бог смерти, ассоциируется с Венерой как Вечерняя звезда (Двойник Кецалькоатля).
  • Куаксолотль , бог, который считается женским аналогом Ксолотля с дополнительными дополнительными функциями фертильности. Куаксолотль, похоже, является проявлением Чантико , хотя существует несколько противоречивых мнений.
  • Xmuzelncab , пчелиные боги. Возможно, они похожи на ай-музен-каб Майя .
  • Тлок-науак , экспериментальный бог монотеизма.
  • Ометеотль , боги двойственности.
  • Ометекутли , бог субстанции.
  • Омесихуатль , богиня субстанции.
  • Тонакатекутли , бог пропитания, связанный с Ометекутли.
  • Тонакачихуатль , богиня пропитания, связанная с Омесихуатль.
  • Пильтзинтекутли , бог видений, связанных с Меркурием (который, очевидно, является планетой, видимой непосредственно перед восходом или сразу после заката) и исцелением
  • Ситлалику , богиня женских звезд Млечного Пути .
  • Читлалатонак , бог женских звезд в Млечном Пути .
  • Мишкоатль , бог охоты, старый бог ураганов и штормов, связанный с Млечным путем.

— Амхимитль — это гарпун (или дротик) Мишкоатля, точно так же, как Ксиукоатль — оружие Уицилопочтли.

  • Тонатиу , бог солнца, солнца.
  • Нанауацин , бог, который принес себя в жертву огню, чтобы солнце продолжало светить над миром. (Тонатиу занял его место)
  • Мецтли , богиня луны.
  • Текцистекатль представляет мужской аспект Луны. Текцистекатль — сын Тлалока и Чальчиутликуэ.
  • Тлахуискальпантекутли , бог рассвета ( Венера ), аспект Кецалькоатля
  • Ксолотль , бог смерти, ассоциируется с Венерой как Вечерняя звезда (Двойник Кецалькоатля).

(У них есть Венера как ассоциация как символ близнецов)

Ксокотль , бог Венеры и огня.

Образцы войны; (1a) Тлалок , (1b) Ксиухтекутли , (2a) Микскоатль , (2b) Ксипе-Тотек .

Кетцалькоатль – бог и человек

Впрочем, образ Кетцалькоатля не был абстрактным или фантастическим для индейцев. В конце IX-X веков правителем тольтеков становится Топильцин, которого отождествляют с богом плодородия и сил земли. В дальнейшем Топильцин постепенно “превращается” в Кетцалькоатля в народном сознании. Индейцы имели склонность обожествлять своих правителей, но в случае с этим вождём подобная традиция раскрылась наиболее ярко.

Я думаю, причины обожествления Топильцина крылись в его умелом правлении. Подтверждение этому находится в легендах. Они рассказывают, что столица тольтеков считалась счастливейшим краем, где люди наслаждались изобилием и достатком, где никто не знал бедствий. Конечно, такой “рай земной” мог существовать лишь в преданиях, но, несомненно, Топильцин сумел построить успешное царство, а время его правления стало “золотым веком” тольтеков.

Кетцалькоатль – добрый бог, что не раз спасал людей. Обратившись муравьём, он проник в муравейник и достал оттуда зёрна маиса, что отдал людям. Этот бог открыл индейским племенам немало премудростей. Например, согласно поверьям, именно он научил вычислять даты по звёздам и создавать календарь, изготавливать священную мозаику из перьев, обрабатывать драгоценные камни.

Кетцалькоатль – бог-жрец, который следит за правильностью проведенных ритуалов и почитанием других божеств. Он создал свод правил и законов, направленных на соблюдение обрядов жертвоприношений.

Изображение Кетцалькоатля из кодекса Мальябекиано, XVI в.

Птицы высокого полета

Бестиарий ацтеков интересен тем, что в нем смешались боги и
звери. Многие высшие существа ассоциировались с конкретными животными либо
имели зооморфный облик. И наоборот — многие животные наделялись божественными чертами. По числу
вымышленных существ ацтеки способны конкурировать с создателями игровой системы Dungeons & Dragons — одних только богов
у них насчитывается около сотни.

Статуя Коатликуэ.

В древнейших легендах ацтеков доминируют птицы. История
этого народа начинается с цапель. По крайней мере, название легендарной
прародины — Астлана — переводится как «страна цапель»*. Оттуда ацтеков вывел божественный колибри по имени Уицилопочтли («колибри
левой стороны» либо «колибри-левша»), а свою столицу они
заложили в том месте, где на кактусе сидел орел (и клевал змею, по другим
версиям легенды — ел мелкую птицу либо сам кактус).

*Этот факт спорен, так как на языке науатль «страна цапель» звучит как «Ацтатлан».

Вскоре божественный колибри трансформировался в одного из
главнейших ацтекских богов. Он появился на свет от богини Коатликуэ — довольно
милой женщины, которая носит юбку из змей и ожерелье из человеческих сердец, а
на ногах отрастила когти для разрытия могил. Однажды, когда богиня подметала
храм, на нее упал пучок перьев. От этого дама чудесным образом забеременела,
что сильно разозлило ее дочь Койольшауки. Та замыслила
убить мать, опозорившуюся с перьями. Уицилопочтли, находившийся в утробе
матери, услышал об этом и как следует подготовился. Непосредственно перед
убийством он выскочил из матери в полной боевой экипировке, отрубил сестре
голову и закинул ее на небо, где та стала Луной. Даже колибри иногда бывают
опасны.

Бог дождя Тлалок был похож на человека — за исключением совиных глаз, клыков ягуара и змей
на лице. Его «подведомственные» животные — лягушки и змеи. В небесные владения
Тлалока попадали убитые молнией, утопленники, прокаженные и подагрики. Каждый
год в честь этого бога ацтеки топили множество детей.

Орлы были
представителями солнечного бога Тонатиу. С именем этого божества связаны
«фирменные» ацтекские жертвоприношения, так как кровь считалась «топливом» Солнца,
без которого оно остановится, потухнет и погубит весь мир. Счет жертв шел на
десятки тысяч в год, хотя, возможно, их преувеличивали как сами ацтеки (чтобы
соседние племена их боялись), так и испанцы (желавшие выставить индейцев в
черном свете).

Тласольтеотль, «Пожирательница экскрементов», покровительница разврата. В годы засухи для нее к столу привязывали мужчину и метали в него дротики. Капающая кровь символизировала дождь.

Тонатиу (буквально — «Солнышко») держит в руке свой символ — орла.

На более
простом, бытовом уровне ацтеки пугали своих детей птицей Ткакло Хорк (буквально — «Птица смерти»). Она жила высоко в горах и была достаточно
сильна, чтобы схватить ребенка и утащить его к своим птенцам в гнездо,
усыпанное человеческими черепами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector