10 стихотворений которые должен знать каждый

Стихи о хорошем настроении известных поэтов

Алла Полканова — Настроение хорошее

А впрочем, в жизни всякое случается:
Бывает, звезды сыплются порошею.
Бывает, небо солнцем улыбается,
И просто, настроение хорошее.
Судьба подарит дней удачных горсточку,
Разбросит, как рубиновое крошево.
Веселым ветром заберется в форточку,
Ну, просто настроение хорошее!
А может горечью отравит…
Что ж, случается.
Сломает планы – мучает, куражится.
И за спиной отчаянно кривляется,
Да так, что, в общем, мало не покажется!
Опять же, пожалеет, и помилуя,
Подарит утро на мечту похожее.
Растеплится погода-злюка стылая,
И снова, настроение хорошее!
Вот так, срывая день за днем, и катится
Вся эта жизнь – то облаком, то ношею.
А ты люби и радость и сумятицу,
И будет настроение хорошее!

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Эдуард Асадов —  Будь добрым, не злись

Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.
Запомни: от светлых улыбок твоих
Зависит не только твое настроенье,
Но тысячу раз настроенье других.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Татьяна Ровицкая — Так настроений искосок

Так настроений искосок
Наплывом мимо глаз,
Как бы волною сквозь песок
Пройдет и схлынет враз.

В сиюминутной суете
Хрусталиком живым
Вдруг обернется в чистоте
Каких-то детских зим.

Намыв осенний — злат песок,
Пройдя двери проем,
Мчит настроений искосок,
Где мы сидим вдвоем.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Инна Лиснянская — Дай Бог вам настроенья…

Дай Бог вам настроенья
И легкого пера.
Мое стихотворенье
Написано вчера.
Вчера снега сходили,
И Сетунь била в мост,
Колокола гласили:
Настал Великий Пост!..
Все было бы спокойней,
Все было бы как встарь,
Когда б на колокольне
Не женщина-звонарь.
Любя свой хлеб жестокий,
На стыке двух времен
Какой она широкий
Раскачивала звон!
И ямб тысячестопный,
Год, месяц и число —
Весь мир послепотопный
Куда-то вдаль несло…

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Ольга Колесник — Не печалься, не грусти

Не печалься, не грусти, —
Настроение в пути!
Мчится, ножек не щадя,
Чтоб порадовать тебя!

На камазе, на мопеде,
На олене, на медведе,
Притворяется пилотом,
Добираясь самолетом,

Прыть свою оно не сбавит,
Хохотать тебя заставит,
Петь, плясать и улыбаться,
Чтобы жизнью наслаждаться!

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Генадий Богданов — Улыбаюсь, радуюсь

Улыбаюсь, радуюсь, день такой погожий.
В полинялой маячке, мчится оптимист.
У меня хорошее настроенье тоже,
За окном зелёненький улыбнулся лист
Что нам загазованность, городская сутолка,
Ко всему привыкшие-я и тополёк.
Он такой молоденький, мне под тридцать стукнула,
ой какой хорошенький выдался денёк.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Марк Вейцман — Весеннее

Почки клейкие набухли,
сколько блеску в облаках!
И сестрёнка влезла в туфли
на высоких каблуках.

Покачнувшись с непривычки,
мимо зеркала плывёт.
Ножки тонкие, как спички,
переломятся вот-вот!

Папа с мамой на работе.
Солнце светит – благодать!
Как учиться неохота, –
невозможно передать!

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Маргарита Коломийцева — Когда усталый ты придешь домой

Когда усталый ты придешь домой,
Изнеможенный от дневной работы,
Подавленный, растерянный, больной,
И на тебя найдет плохое что-то,

Я не сорву тебе с небес звезду,
И не сотку Шекспировских сонетов,
А словно тень неслышно подойду,
В воздушном платье сказочного цвета.

Я приложу ладонь к твоей щеке,
Чтоб сделать боль, как сахар растворимой,
Есть исцеленье в любящей руке,
Есть утешенье в близости любимой.

Я принесу тебе горячий чай,
Чтобы согреть тебя от прозябанья
В холодных буднях. И твоя печаль,
Распустится, как старое вязанье.

Я улыбнусь тебе сто тысяч раз,
Чтоб только ты хоть раз мне улыбнулся,
Осыплю миллионом теплых фраз,
Чтоб дух веселый вновь к тебе вернулся.

А если нет, то дам тебе уснуть,
И стану у кровати на колени,
Чтобы молиться, ни шумя ни чуть,
Пока пройдет плохое настроение…

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Асадов Эдуард  —  Люблю людей в прекрасном настроении

Люблю людей в прекрасном настроении,
Когда в глазах смеется доброта,
А в сердце — то незримое свечение,
То синевы простор и высота.
И, может, чтобы сложностей не знать,
Не плохо б нам принять одно решение:
Не отравлять друг другу настроение,
А повышать и только ПОВЫШАТЬ!..

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Асадов Эдуард 

Как мало все же человеку надо!
Одно письмо. Всего-то лишь одно.
И нет уже дождя над мокрым садом,
И за окошком больше не темно…

Зажглись рябин веселые костры,
И все вокруг вишнево-золотое…
И больше нет ни нервов, ни хандры,
А есть лишь сердце радостно-хмельное!

И я теперь богаче, чем банкир.
Мне подарили птиц, рассвет и реку,
Тайгу и звезды, море и Памир.
Твое письмо, в котором целый мир.
Как много все же надо человеку!

Стихи Пушкина, которые легко выучить

Чем меньше женщину мы любим

(отрывок из романа  «Евгений Онегин»)

Александр Сергеевич Пушкин

Чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей И тем ее вернее губим Средь обольстительных сетей. Разврат, бывало, хладнокровный Наукой славился любовной, Сам о себе везде трубя И наслаждаясь не любя. Но эта важная забава Достойна старых обезьян Хваленых дедовских времян: Ловласов обветшала слава Со славой красных каблуков И величавых париков.

1823-1830 гг

Ты и я (Александру I)

Александр Пушкин

Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт; Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ и бледен. Не имея ввек забот, Ты живешь в огромном доме; Я ж средь горя и хлопот Провожу дни на соломе. Ешь ты сладко всякий день, Тянешь вины на свободе, И тебе нередко лень Нужный долг отдать природе; Я же с черствого куска, От воды сырой и пресной, Сажен за сто с чердака За нуждой бегу известной. Окружен рабов толпой, С грозным деспотизма взором, Афедрон ты жирный свой Подтираешь коленкором; Я же грешную дыру Не балую детской модой И Хвостова жесткой одой, Хоть и морщуся, да тру.

примерно 1819 г

Пророк

А. С. Пушкин

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, — И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».

1826 г

каждому НРАВИТСЯ, ЧТО ВЫ БОЛЬНЫ НЕ МНОЙ (М. Мне)

Цветаева нравится, что Вы больны не мной, нравится Мне, что я больна не Вами, Что тяжелый никогда шар земной Не уплывет под ногами нашими. Мне нравится, что можно смешной быть — Распущенной — и не играть словами, И не краснеть волной удушливой, Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне еще нравится, что Вы при мне Спокойно другую обнимаете, Не прочите мне в адовом огне что за то, Гореть я не Вас целую. Что имя мое нежное, мой нежный, не Упоминаете ни днем ни всуе — ночью… Что никогда в церковной тишине Не над пропоют нами: аллилуйя!

Спасибо Вам и рукой и сердцем За то, что Вы меня — не зная сами! — любите Так: за мой ночной покой, За редкость закатными встреч часами, За наши не-гулянья под солнце, За луной не у нас над головами, — За то, что Вы увы — больны! — не мной, За то, что я больна — увы! — не навеки.

«В стихотворение» или «в стихотворении», как пишется?

«В сти­хо­тво­ре­нии» пишет­ся с бук­вой «и» в окон­ча­нии пред­лож­но­го паде­жа. Слово «в сти­хо­тво­ре­ние» пишет­ся с бук­вой «е» как фор­ма вини­тель­но­го паде­жа с пред­ло­гом.

Узнаем, как опре­де­лить пра­виль­ное напи­са­ние слов «в сти­хо­тво­ре­ние» или «в сти­хо­тво­ре­нии» по их мор­фо­ло­ги­че­ским при­зна­кам в кон­тек­сте.

Слова «в сти­хо­тво­ре­нии» и «в сти­хо­тво­ре­ние» явля­ют­ся раз­ны­ми падеж­ны­ми фор­ма­ми суще­стви­тель­но­го сред­не­го рода «сти­хо­тво­ре­ние». Эти сло­во­фор­мы име­ют один и тот же пред­лог «в» и зву­чат оди­на­ко­во из-за без­удар­но­го окон­ча­ния:

  • в стих о твор ени е — корень/соединительная гласная/корень/суффикс/окончание;
  • в стих о твор ени и — корень/соединительная гласная/корень/суффикс/окончание.

Их мож­но раз­ли­чить и выбрать нуж­ное без­удар­ное окон­ча­ние, обо­зна­чен­ное бук­ва­ми «е» или «и», если опре­де­лить в кон­тек­сте падеж суще­стви­тель­но­го.

Самые простые стихи для заучивания — песенные

Они хороши не только простотой текста и быстротой запоминания, но и тем, что превратившись в песню, помогут вам скоротать время на пешей прогулке в лесу, за баранкой автомобиля, на бревнышке у лесного костра на берегу озера, в ожидании поклевки.

Здесь можно обратиться к творчеству поэта Михаила Исаковского, по простой случайности ставшего поэтом-песенником.

Какой необычный случай привел его к написанию песен

Однажды, в 1934 году, он услышал по радио песню, слова которой были ему до боли знакомы — ведь он сам их и написал. Удивился, порадовался и встретился с автором музыки. Оказывается для хора им. Пятницкого требовались песни для обновления репертуара и один из руководителей хора Владимир Захаров увидел в отрывном календаре стихи «Вдоль деревни». Автор не был указан. Он и написал музыку к этим простым и веселым стихам.

Совместное творчество продолжалось очень долго.

Лучше нету того цвету

Лучше нету того цвету,
Когда яблоня цветет,
Лучше нету той минуты,
Когда милая придет.
Как увижу, как услышу —
Все во мне заговорит,
Вся душа моя пылает,
Вся душа моя горит.

Далее

Мы в глаза друг другу глянем,
Руки жаркие сплетем,
И куда — не знаем сами —
Словно пьяные, бредем.
Мы бредем по тем дорожкам,
Где зеленая трава,
Где из сердца сами рвутся
Незабвенные слова.

А кругом сады белеют,
А в садах бушует май,
И такой на небе месяц —
Хоть иголки подбирай.
За рекой гармонь играет —
То зальется, то замрет…
Лучше нету того цвету,
Когда яблоня цветет.

Это стихотворение написано в мае 1944 года, когда во всю бушевала война, а сердцу Михаила хотелось мира и любви, о чем он и хотел поделиться со всем миром.

Снова замерло всё до рассвета

Снова замерло всё до рассвета —
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь.
Только слышно — на улице где-то
Одинокая бродит гармонь:
То пойдёт на поля, за ворота,

далее То обратно вернется опять,
Словно ищет в потёмках кого-то
И не может никак отыскать.
Веет с поля ночная прохлада,
С яблонь цвет облетает густой…
Ты признайся — кого тебе надо,
Ты скажи, гармонист молодой.
Может статься, она — недалёко,
Да не знает — её ли ты ждёшь…
Что ж ты бродишь всю ночь одиноко,
Что ж ты девушкам спать не даёшь?!1945

Лучшие классиков

Вечер
| Бунин И.А.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним..

Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.читать дальше…

К *** (Я помню чудное мгновенье)
| Пушкин А.С.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,читать дальше…

Узник
| Пушкин А.С.

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;читать дальше…

Пророк
| Пушкин А.С.

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:читать дальше…

Туча
| Пушкин А.С.

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;читать дальше…

Мадонна
| Пушкин А.С.

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,читать дальше…

Поэту
| Пушкин А.С.

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободнойчитать дальше…

Элегия
| Пушкин А.С.

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл

Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;читать дальше…

Зимнее утро
| Пушкин А.С.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?читать дальше…

Горит звезда, дрожит эфир
| Ходасевич В.Ф.

Горит звезда, дрожит эфир,
Таится ночь в пролеты арок.
Как не любить весь этот мир,
Невероятный Твой подарок?
Ты дал мне пять неверных чувств,
Ты дал мне время и пространство,читать дальше…

МОЛИТВА (В минуту жизни трудную…)
| Лермонтов М.Ю.

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.читать дальше…

Листок
| Лермонтов М.Ю.

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.
У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;читать дальше…

Страница 1 | Страница 2 | Страница 3 | Страница 4 | Страница 5 | Страница 6 |

Виды стихотворений

Стихотворения бывают разными по объему, содержанию и структуре. Основная единица, составляющая стихотворение — слово. Оно может быть использовано любым способом. Это зависит главным образом от самого автора, благодаря чему каждое отдельное произведение приобретает свою индивидуальность.

Стандартными считаются стихотворения, написанные четверостишьями и в рифму. В то же время всем наверняка известны японские стихи хокку. Они состоят из трех строк, в которых не всегда присутствует рифма. Виды поэтических произведений различны. Помимо классических стихотворений существуют:

  • белые;
  • вольные;
  • экспериментальные;
  • алфавитные;
  • прозаические;
  • ропалистические.

В любом случае автор стихотворения оставляет за собой право на то, как будет выглядеть его творение.

Белые стихотворения написаны без использования рифмованных слов. Тем не менее читаются они плавно и гармонично. Все слова созвучны друг с другом и стилистически выдержаны.

Вольные стихотворения представляют собой поэтические произведения с различными по длине строками. Такой тип используется в баснях, элегиях.

Экспериментальные стихотворения отражают в себе творческое свободолюбие автора, могут обладать различной структурой с произвольным чередованием рифм. Такие стихи были актуальны в Средневековье. Однако они популярны и сегодня среди креативных авторов. К ним относятся фигурные и бесконечные стихотворения.

Фигурными стихотворениями называют поэтические произведения, строки которых образуют какие-либо фигуры. Данный тип стихотворения рассчитан на эстетическое и визуальное восприятие читателями.

Бесконечные стихотворения начинаются и заканчиваются одной и той же строчкой. По сути, они не имеют конца, ведь последняя строка начинает историю автора заново.

В алфавитных стихотворениях каждая строка или двустишие начинается с последующей буквы алфавита. Этот вид использовал В. Маяковский в своих поэтических трудах о буржуазном строе.

Прозаические стихотворения написаны в прозе, но отличается напевностью, мелодичностью, выдержанностью формы произведения.

Ропалистические стихотворения отличаются постепенным увеличением слогов в строках. Впервые их использовал в своем творчестве Гомер.

Стихи А.С.Пушкина для детей про няню

Няня Родионовна любила поэта всей душой, искренне переживала за него. В адрес поэта от неё всегда исходило тепло.

Подруга дней моих суровыхГолубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновыхДавно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицыГорюешь, будто на часах,И медлят поминутно спицыВ твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые воротыНа черный отдаленный путь;Тоска, предчувствия, заботыТеснят твою всечасно грудь…То чудится тебе…

Детский стих «Мороз и солнце»

Ясное, зимнее утро заглядывает в комнату. Ветер стих. Снег ослепительно блистает в янтарных лучах восходящего солнца. Яркое, голубое небо раскинулось над землей. Вьюга умчалась, как сон; как её не бывало. Зима…Верные и броские образы солнечного зимнего утра сплетены в стихотворении Пушкина с любовными напевами.

Мороз и солнце; день чудесный!Еще ты дремлешь, друг прелестный —Пора, красавица, проснись:Открой сомкнуты негой взорыНавстречу северной Авроры,Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,На мутном небе мгла носилась;Луна, как бледное пятно,Сквозь тучи мрачные желтела,И ты печальная сидела —А нынче…. погляди в окно:

Под голубыми небесамиВеликолепными коврами,Блестя на солнце, снег лежит;Прозрачный лес один чернеет,И ель сквозь иней зеленеет,И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блескомОзарена. Веселым трескомТрещит затопленная печь.Приятно думать у лежанки.Но знаешь: не велеть ли в санкиКобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,Друг милый, предадимся бегуНетерпеливого коняИ навестим поля пустые,Леса, недавно столь густые,И берег, милый для меня.

Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя;То, как зверь, она завоет,То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалойВдруг соломой зашумит,То, как путник запоздалый,К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужкаИ печальна и темна.Что же ты, моя старушка,Приумолкла у окна?

Или бури завываньемТы, мой друг, утомлена,Или дремлешь под жужжаньемСвоего веретена?

Выпьем, добрая подружкаБедной юности моей,Выпьем с горя; где же кружка?Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синицаТихо за морем жила;Спой мне песню, как девицаЗа водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя;То, как зверь, она завоет,То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружкаБедной юности моей,Выпьем с горя: где же кружка?Сердцу будет веселей.

  1. ← 12 бизнес идей, как заработать деньги школьнику
  2. Короткие стихи для детей 2 лет →

Пошаговая система

Никогда не нужно начинать запоминать стих, внимательно его не прочитав и не уловив заложенного смысла. Хороший преподаватель перед тем, как задать выучить материал, с выражением прочитает его детям, расскажет, о чем этот текст, пояснит, где нужно делать акценты в интонации и раскроет значение неясных слов. Если у учителя не было на это времени, придется разбираться самостоятельно и проделать действия из приведенной памятки:

  • Нужно два раза внимательно и с выражением прочитать стихотворение вслух, улавливая темп и ритм.
  • При чтении постараться понять смысл стиха — это важнейшая часть методики запоминания материала, которая в дальнейшем сильно облегчит поставленную задачу. Можно пересказать вслух, о чем именно говорится в тексте.
  • Мысленно представлять то, что описано в стихотворении.
  • Если ученик обладает хорошей зрительной памятью, полезно переписать текст на бумагу, при этом проговаривая его вслух. Такие действия позволят задействовать сразу 2 типа памяти, что ускорит процесс запоминания.
  • Если же у школьника лучше развита слуховая память, можно записать стихотворение на диктофон и прослушать его несколько раз.
  • Значение незнакомых слов следует выяснить с помощью словаря.

Проделав эти шаги, ученик уже запомнит часть стихотворения. Многие школьники предпочитают игнорировать первый этап методики усвоения и приступают к бессмысленной зубрежке, что сильно усложняет им задачу. Только после того, как приведенная схема будет отработана, можно приступать к завершающей части заучивания:

Если школьник переписывал стихотворение на лист бумаги, следует учить его именно с этого листа, а не по книге. Информация, написанная от руки, усвоится намного эффективнее.
Сначала следует прочитать первую строчку стиха и произнести ее вслух, не глядя на бумагу.
Дальше можно начинать строить цепочку: читать первую и вторую строку и повторять их вслух, затем первую, вторую и третью и, в завершение, все четыре строчки (если стихотворение имеет структуру из четырех строк, что встречается чаще всего).
Запомнив 1 строфу, следует приступать к аналогичному изучению 2-ой.
Выучив 2 строфу, обязательно нужно вслух повторить первые две, а запомнив третью — повторить все три и т. д.
По такой методике следует учить весь стих

Важно делать 5−10 минутные перерывы на отдых между заучиванием каждых 2—3 строф.
Перед сном важно прочитать стихотворение и полностью повторить его вслух. В таком случае наутро оно прочно останется в памяти.

Душевные стихи о маме

***

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

Сергей Есенин

***

Как много забвением темным
Из сердца навек унеслось!
Печальные губы мы помним
И пышные пряди волос,

Замедленный вздох над тетрадкой
И в ярких рубинах кольцо,
Когда над уютной кроваткой
Твое улыбалось лицо.

Мы помним о раненых птицах
Твою молодую печаль
И капельки слез на ресницах,
Когда умолкала рояль.

***

В старом вальсе штраусовском впервые
Мы услышали твой тихий зов,
С той поры нам чужды все живые
И отраден беглый бой часов.

Мы, как ты, приветствуем закаты,
Упиваясь близостью конца.
Все, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам тобою вложено в сердца.

К детским снам клонясь неутомимо,
(Без тебя лишь месяц в них глядел!)
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел.

С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех и чужд домашний кров…
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывет по воле всех ветров!

Все бледней лазурный остров — детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно грусть оставила в наследство
Ты, о, мама, девочкам своим!

***

Мы на даче: за лугом Ока серебрится,
Серебрится, как новый клинок.
Наша мама сегодня царица,
На головке у мамы венок.

Наша мама не любит тяжёлой причёски, —
Только время и шпильки терять!
Тихий лучик упал сквозь берёзки
На одну шелковистую прядь.

В небе облачко плыло и плакало, тая.
Назвала его мама судьбой.
Наша мама теперь золотая,
А венок у неё голубой.

Два веночка на ней, два венка, в самом деле:
Из цветов, а другой из лучей.
Это мы васильковый надели,
А другой, золотистый — ничей.

Скоро вечер: за лесом луна загорится,
На плотах заблестят огоньки…
Наша мама сегодня царица,
На головке у мамы венки.

Марина Цветаева

***

У меня есть мама на васильковых обоях.
А я гуляю в пестрых павах,
вихрастые ромашки, шагом меряя, мучу.
Заиграет вечер на гобоях ржавых,
подхожу к окошку,
веря,
что увижу опять
севшую
на дом
тучу.
А у мамы больной
пробегают народа шорохи
от кровати до угла пустого.
Мама знает —
это мысли сумасшедшей ворохи
вылезают из-за крыш завода Шустова.
И когда мой лоб, венчанный шляпой фетровой,
окровавит гаснущая рама,
я скажу,
раздвинув басом ветра вой:
«Мама.
Если станет жалко мне
вазы вашей муки,
сбитой каблуками облачного танца,—
кто же изласкает золотые руки,
вывеской заломленные у витрин Аванцо?..»

Владимир Маяковский

***

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-Хранитель над тобой!»

Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
А сладкий сон, глаза туманя,
К её плечу меня клонит.

Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что Он со мной,
И верой в счастье очаруешь.
Я помню, помню голос твой!

Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумерки угла
И тени от цепей лампадки.
Не ты ли ангелом была?

Иван Бунин

Ты совсем не похожа на женщин других (И. Северянин)

Ты совсем не похожа на женщин других:У тебя в меру длинные платья,У тебя выразительный, сдержанный стихИ выскальзыванье из объятья.Ты не красишь лица, не сгущаешь бровейИ волос не стрижешь в жертву моде.Для тебя есть Смирнов, но и есть соловей,Кто его заменяет в природе.Ты способна и в сахаре выискать «соль»,Фразу – в только намекнутом слове…Ты в Ахматовой ценишь бессменную боль,Стилистический шарм в Гумилеве.Для тебя, для гурманки стиха, остротаСологубовского триолета,И, что Блока не поцеловала в уста,Ты шестое печалишься лето.А в глазах оздоравливающих твоих –Ветер с моря и поле ржаное.Ты совсем не похожа на женщин других,Почему мне и стала женою.

10 причин полюбить поэзию и начать учить стихи

Стихи развивают память. У человека много видов памяти. Например, эмпирическая, нарабатывается только в детстве, и только с помощью заучивания чего-либо. От того насколько сильно мы ее развили в детстве, напрямую зависят наши интеллектуальные способности.

Стихи тренируют память. Вместимость нашей рабочей памяти (необходима для мыслительной деятельности человека) напрямую зависит от того, сколько и чего мы пытаемся заучить или запомнить. Изучение иностранных языков и запоминание стихов — лучшие виды ее тренировки.

Стихи развивают интеллект. Это со стороны, кажется, что мы просто выучили стихотворение
А в это время наш мозг выстраивает новые нейронные связи, задействуя все умственные способности: память, внимание, воображение, мышление, речь. Чем больше таких связей, тем наш IQ выше.

Стихи позволяют нам бороться со страхом
Наши первые осознанные страхи тесно связаны с репрезентацией себя в социуме

Поэтому очень важно еще с детства заставлять детей рассказывать стихи перед публикой. Кстати, подобная практика и во взрослой жизни позволяет избавиться от многих социальных фобий.

Стихи вырабатывают речевые навыки

Декламация помогает не только побороть страх перед людьми, но и поможет правильно овладеть собственным голосом. Рассказывая стихи вслух, даже когда мы наедине с собой, мы учимся правильно расставлять акценты, вырабатываем голос, тренируем дикцию.

Те, кто цитирует поэтов, кажутся людям умнее. Исследования показывают, что те, кто вставляет в свою речь строки известных поэтов, кажутся нам гораздо более интеллектуально развитыми, чем те, кто этого не делает. Кстати, подобный метод очень часто любят использовать общественные деятели и политики.

Стихи обеспечивают ментальное долголетие. «Благодаря» интернету, болезнь Альцгеймера молодеет. Сегодня для тех, кому слегка за 40, услышать такой печальный вердикт не редкость. Постоянное заучивание чего-то нового, существенно сокращает риск возникновения этого неизлечимого недуга.

Стихи учат доводить дела до конца. Что может быть более легким и одновременно сложным, чем выучить стихотворение наизусть? Кстати, как показывают исследования, те, кто нашел в себе силы заучить до конца несколько стихотворений, с большой долей вероятности сумеет найти силы закончить любые начатые дела.

Стихи расширяют кругозор и словарный запас. Как бы это печально не звучало, но среднестатистический человек использует в своей повседневной речи две-три тысячи слов. А вот если мы читаем и учим стихи наизусть, объем активного словарного запаса увеличивается до 10-20 тысяч слов.

Стихи помогают нам понять друг друга. Одна из самых больших проблем нашей эпохи — это способность понимать друг друга. Поэзия позволяет нам заглянуть в глубину таких закрытых и ранимых сегодня душ. Она позволяет нам увидеть все то, что мы так боимся показать и сказать другим людям.

Стихи для 2 класса

Аким Я.Л.

Первый снег

Бальмонт К.Д.

  • Осень
  • Снежинка

Баруздин С.А.

Стихи о человеке и его делах

Книги для детей и родителей >>

Экскурсии для детей и взрослых >>

Готовые семейные туры на море >>

Барто А.Л.

  • Дело было в январе
  • Верёвочка
  • Жук
  • Думают ли звери?
  • Перед сном
  • Апрель
  • В школу
  • Вовка — добрая душа

Берестов В.Д.

  • Хитрые грибы
  • Кошкин щенок
  • За игрой
  • Гляжу с высоты
  • Знакомый
  • Путешественники
  • Кисточка
  • Весёлый охотник
  • Заяц-барабанщик
  • Коза
  • Картинки в лужах

Благинина Е.А.

Посидим в тишине

Блок А.А.

На лугу

Брюсов В.Я.

Сухие листья

Бунин И.А.

    • Первый снег (Зимним холодом пахнуло)
    • Матери

Введенский А.И.

  • Учёный Петя
  • Лошадка

Владимиров Ю.Д.

Чудаки

Дриз О.О.

  • Игра
  • Стёклышки
  • Кончилось лето
  • Синий дом
  • Кто я?
  • Телёнок
  • Доктор
  • Обида

Дрожжин С.Д.

Улицей гуляет Дедушка Мороз

Есенин С.А.

  • Закружилась листва золотая
  • Поёт зима — аукает
  • Берёза 

Заходер Б.В.

  • Кискино горе
  • Товарищам детям
  • Что красивей всего?
  • Песенки Винни-Пуха
  • Никто
  • С папой мы давно решили

Кончаловская Н.П.

Отрывок «В монастырской келье узкой» (О церквах, монастырях и о том, как жил монах)

Кушнер А.С.

Что я узнал

Лермонтов М.Ю.

Осень

Майков А.Н.

  • Христос воскрес
  • Осень

Маршак С.Я.

  • Кот и лодыри
  • Снег уже теперь не тот
  • Круглый год (Март, Май, Сентябрь, Октябрь, Декабрь)

Махотин С.А.

Фотография

Михалков С.В.

  • Мой секрет
  • Сила воли
  • А что у вас?
  • Мой щенок

Мориц Ю.П.

  • Сказка по лесу идёт
  • Хвостики
  • Букет
  • Трудолюбивая старушка
  • Хохотальная путаница

Мошковская Э.Э.

  • Обида
  • Я маму мою обидел

Никитин И.С.

Весна

Плещеев А.Н.

  • Осень наступила
  • Весна
  • Травка зеленеет, солнышко блестит
  • В бурю

Пушкин А.С.

  • У лукоморья дуб зелёный
  • Вот север, тучи нагоняя
  • Зима! Крестьянин, торжествуя
  • Уж небо осень дышало
  • Унылая пора, очей очарованье

Рождественский Р.И.

Здравствуй, мама

Сеф Р.С.

  • Лицом к весне
  • Если ты ужасно гордый

Синявский П.А.

  • Федина конфетина
  • Такса едет на такси
  • Ириски и редиски
  • Хрюпельсин и хрюмидор

Токмакова И.П.

  • Осень
  • Плим
  • В чудной стране
  • Весна

Толстой А.К.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад

Тютчев Ф.И.

  • Есть в осени первоначальной
  • Чародейкою Зимою
  • Зима недаром злится
  • Весенние воды

Успенский Э.Н.

  • Над нашей квартирой
  • Если был бы я девчонкой
  • Память
  • Разгром

Фет А.А.

  • Ласточки пропали
  • Уж верба вся пушистая

Хармс Д.И.

  • Игра
  • Врун
  • Весёлые чижи
  • Что это было?
  • Очень-очень вкусный пирог
  • Весёлый старичок

Чёрный Саша

  • Жеребёнок
  • Зеленые стихи
  • Рождественское

Чуковский К.И.

    • Путаница
    • Радость
    • Федорино горе
    • Приключения Бибигона
    • Федотка
    • Краденное солнце

Энтин Ю.С.

Слово про слово

Стихи из школьной программы: 1 класс >>

Стихи из школьной программы: 3 класс >>

Стихи из школьной программы: 4 класс >>

Популярное на сайте

  • Школьная программа с 1 по 11 класс (стихи)
  • Полезные книги для детей
  • Фильмы для детей
  • Экскурсии с детьми
  • Скороговорки
  • Детские песни
  • Где отдыхать с детьми на море

Русские классики

  • Александр Пушкин
  • Сергей Есенин
  • Александр Блок
  • Владимир Маяковский
  • Анна Ахматова

Популярные детские авторы

  • Агния Барто
  • Корней Чуковский
  • Сергей Михалков
  • Эдуард Успенский
  • Самуил Маршак
  • Валентин Берестов

Стихи по темам

  • Новый год
  • 8 Марта
  • 23 Февраля
  • 9 Мая
  • 1 Сентября
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector