Тест на креативность мышления

Опросник определения уровня креативности

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Отметьте своё согласие или несогласие рядом с номером утверждения соответственно знаками «+» или «-».

  1. Мне не нравится работа, в которой все чётко определено.
  2. Мне нравится абстрактная живопись, я её понимаю
  3. Я не любою выполнять регламентированную работу.
  4. Мне не нравится ходить в музеи: все они одинаковы.
  5. Я люблю предаваться фантазиям.
  6. Увлечения обогащают жизнь человека.
  7. Я могу смотреть один и тот же спектакль много раз: каждый раз разная игра актёров, новая интерпретация.
  8. Считаю, что лучше быть закройщиком, чем портным.
  9. Я больше ценю процесс работы, чем её конечный результат.
  10. Даже к обычному делу я отношусь творчески.
  11. Я нередко сомневаюсь в том, что для других вполне очевидно.
  12. Абстрактная живопись даёт пищу для ума.
  13. Мне не хотелось бы подчинить свою жизнь какой-то определённой системе.
  14. Мне нравится работа дизайнеров.
  15. Мне не нравится ходить одной и той же дорогой.

Анализ. Подсчитайте сумму «+»: 0-5 баллов соответствует низкому уровню креативности, 6-9 баллов — среднему, 10-15 баллов — высокому

Источник

Характеристика теста креативности Э.П. Торренса

Психолог Элис Пол Торренс из Джорджии (США) в середине ХХ века разработал серию из 12 тестов, объединённых в словесные, изобразительные и звуковые категории. Учёные из Института психологии при Академии наук России в 90-е годы прошлого века адаптировали фигурную часть методики Торренса таким образом, что исследование креативных способностей стало возможно проводить среди детей, достигших возраста 5 лет. Суть диагностики заключается в дополнении испытуемыми предложенных элементов до получения изображения, воспринимаемого цельной картинкой. При этом навыки художника ребёнку не нужны.

Цели исследования таковы:

  • определить уровень развития интеллекта испытуемого;
  • индивидуализировать обучение детей, которые неординарно мыслят;
  • разработать программы коррекции для нестандартных деток;
  • выявить творческие способности каждого конкретного человека и определить их направление.

Первоначально методика предусматривала работу с набором из 10 картинок, но отечественные коллеги Торренса уменьшили их число до 3, чтобы избежать повтора стимульных образцов и сократить время тестирования.

Часть 3. Какие книги почитать

Тут буду краток. В сети полно отзывов и обзоров на эти книги. Некоторые я уже прочитал и активно внедряю техники оттуда, другие ждут своей очереди.

Василий Лебедев. CRAFT Майкл Микалко. Рисовый штурм Майкл Микалко. Взлом креатива Эдвард де Боно. Гениально Генрих Альтшуллер. Найти идею Марк Леви. Гениальность на заказ Дейв Грей. Лиминальное мышление Джулия Кэмерон. Путь художника Гарет Мур. Латеральная логика

Читайте книги, применяйте техники на практике и используйте их для создания креативных решений.

Надеюсь, эта статья приоткрыла завесу тайны над понятием “креативное мышление”. В своём канале в телеграм я пишу про обучение, развитие когнитивных функций и работу с информацией. Буду рад видеть всех заинтересованных людей.

Название

Богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).

0 баллов — название не дано

1 балл — название, состоящее из одного слова без определения.

2 балла — словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что нарисовано на картинке.

3 балла — образное название, выражающее больше, чем показано на картинке, т. е. скрытый смысл.

Общий сырой балл за название (Н) будет равен сумме баллов по этому фактору, полученных за каждый рисунок.

Итоговый подсчет по тесту креативного мышления

БЕГЛОСТЬ (общее количество выполненных рисунков). Возможно max 12 баллов (1 балл за каждый рисунок).

ГИБКОСТЬ (количество изменений категорий, считая от первой картинки. Возможно max 11 баллов (1 балл за каждое изменение категории).

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ (где выполняется рисунок):

  • вне стимульной фигуры — 1 балл
  • внутри стимульной фигуры — 2 балла
  • внутри и снаружи стимульной фигуры — 3 балла

(суммируются баллы по данному фактору по всем нарисованным картинкам). Возможно max 36 баллов.

РАЗРАБОТАННОСТЬ (где дополняющие детали создают асимметрию изображения):

  • симметрично повсюду — 0 баллов
  • асимметрично вне стимульной фигуры — 1 балл
  • асимметрично внутри стимульной фигуры — 2 балла
  • асимметрично внутри и снаружи — 3 балла

(суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок). Возможно max 36 баллов.

НАЗВАНИЕ (словарный запас и образное, творческое использование языка):

  • название не дано — 0 баллов
  • название из одного слова — 1 балл
  • название из нескольких слов — 2 балла
  • образное название, выражающее больше, чем показано на картинке — 3 балла

(суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок). Возможно max 36 баллов. Итог подсчета по основным параметрам теста дивергентного мышления

Беглость — учащийся работает быстро, с большой продуктивностью. Нарисовано 12 картинок. Оценивание — по одному баллу за каждую картинку. Максимально возможный сырой балл — 12.

Гибкость — учащийся способен выдвигать различные идеи, менять свою позицию и по-новому смотреть на вещи. Один балл за каждое изменение категории, считая с первой перемены (существует четыре возможные категории). Максимально возможный суммарный сырой балл — 11.

Оригинальность — учащегося не сдерживают замкнутые контуры, он перемещается снаружи и внутри контура, чтобы сделать стимульную фигуру частью целой картины. По три балла за каждую оригинальную картинку. Максимально возможный суммарный сырой балл — 36.

Разработанность — учащийся добавляет детали к замкнутому контуру, предпочитает асимметрию и сложность при изображении. По три балла за каждую асимметричную внутри и снаружи картинку. Максимально возможный суммарный сырой балл — 36.

Название — учащийся искусно и остроумно пользуется языковыми средствами и словарным запасом. По три балла за каждую содержательную, остроумную, выражающую скрытый смысл подпись к картинке. Максимально возможный суммарный сырой балл — 36.

Максимально возможный общий суммарный показатель (в сырых баллах) за весь тест — 131.

Тест на креативность мышления.

Тест креативности Торренса

Широко востребованными и активно применяемыми являются сегодня тесты Торренса. Они довольны похожи на детище Дж. Гилфорда, а в некоторых случаях являются адаптацией. Показатели по тестам также были заимствованы у него. Но Торренс постарался отразить в своих заданиях совокупность и сложность различных творческих процессов. Их надежность и достоверность на порядок выше, но и они тоже недостаточны.

Кол-во пройденных: 2976 496 24

Этот актуальный тест позволяет любому желающему определить свой творческий потенциал. Тому, кто уже состоялся в творчестве, например, музыканту или художнику, это должно быть понятно и без прохождения. Для остальных задание весьма актуально. Сумма набранных очков за ответы покажет уровень творческого потенциала испытуемого. 

Кол-во пройденных: 3844 641 31

Для диагностики используется метод Брунера. Опросник позволяет определить собственный тип мышления. Ответом на заданный вопрос служит да (+) или нет (-). Для интерпретации результатов разработан специальный ключ.

Кол-во пройденных: 3968 661 32

Ты сразу понимаешь обращенные к тебе вопросы?

Кол-во пройденных: 3224 537 26

Как бы вы определили ваши профессиональные навыки?

Кол-во пройденных: 3844 641 31

Вы уже решили, сколько потратите на подарки в этом году?

Кол-во пройденных: 3348 558 27

Можно ли сделать окружающий мир лучше?

Кол-во пройденных: 2976 496 24

На кухне Вы:

Кол-во пройденных: 2976 496 24

Тест на определение креативности поможет оценить ваши способности быстро и профессионально решать любые проблемы нестандартными способами. Оказывается, ваше умение отказываться от стереотипов и по-новому внедрять свои знания – это путь к новой жизни, интересной работе и успешной карьере.

Кол-во пройденных: 3224 537 26

Если бы перед вами на рисунке было 30 пар параллельных вертикальных прямых линий, и было бы задание на их основе нарисовать новые рисунки. Сколько не повторяющихся рисунков вы бы смогли дорисовать?

Кол-во пройденных: 3596 599 29

Книга используется для чтения. Сколько еще вариантов ее использования вы можете назвать?

Кол-во пройденных: 2976 496 24

Представьте квадрат, в котором в центре нарисован ромб. Вам нужно дорисовать внутри квадрата любой рисунок. Что бы вы нарисовали?

Теоретические основы

Тесты П. Торренса были разработаны в связи с задачами образования как часть продолжительной исследовательской программы, направленной на создание таких методик работы с учащимися, которые стимулировали бы их творчество. При создании тестов автор стремился получить модели творческих процессов, отражающие их природную сложность. Но главной целью исследований П. Торренса и его сотрудников было доказательство надежности и предсказательной валидности (обоснованности) тестов творческого мышления.

Эти исследования, продолжительностью в 7, 12 и 22 года, привели к усовершенствованию первоначальных версий тестов 1958-1966 it. в сторону повышения их надежности и валидности, разнообразия показателей (версии 1974, 1979, 1984 гг.).

Кроме того, были выделены следующие характеристики для оценки творческих достижений тех, кто продемонстрировал высокие тестовые показатели:

  1. количество достижений в естественных и гуманитарных науках, искусстве, организаторской деятельности (лидерство) во время школьного обучения, определяемое самим испытуемым по списку из 25 видов;
  2. аналогичный показатель достижений после окончания школы;
  3. показатель творческого стиля жизни (определяется самим испытуемым по списку из 22-х видов творческого поведения);
  4. оценка творческих достижений независимыми экспертами;
  5. экспертная оценка профессиональных планов.

В самом длительном лонгитюде П. Торренса изучалась взаимосвязь тестовых показателей креативности у младших школьников и каждым из перечисленных выше показателей их творческих достижений 22 года спустя. Все корреляции (связи) оказались высоко достоверными. Коэффициент множественной корреляции дня всех пяти критериев достигал 0,63, что свидетельствует о существенной взаимосвязи исследованных показателей даже при таком длительном промежутке времени между обследованиями.

Однако, высокие показатели тестов креативности у детей отнюдь не гарантировали их творческие достижения, а лишь свидетельствовали о высокой вероятности их проявления.

Для того чтобы объяснить роль творческих способностей в понимании, предсказании и развитии творчества П. Торренс предложил модель из трех частично пересекающихся окружностей, соответствующих творческим способностям, творческим умениями творческой мотивации. Высокий уровень творческих достижений может ожидаться только при совпадении всех этих трех факторов.

Другими словами, при отсутствии творческой мотивации (стремления к новому, приверженности задаче и т. д.) высокий уровень творческих способностей не может гарантировать творческих достижений ни в искусстве, ни в науке, ни в других видах деятельности даже при полном овладении новейшими технологиями. И наоборот, наличие соответствующей мотивации и овладение необходимыми знаниями и умениями при отсутствии творческих возможностей не могут привести к творческому результату, обеспечивая лишь исполнительское мастерство.

Важными условиями творческой реализации одаренных детей являются также, во-первых, поддержка их увлечений со стороны взрослых, во-вторых, уровень их интеллектуальных способностей, и в-третьих, опыт проживания и обучения в других странах (раннее овладение иностранными языками).

Первое положение получило подтверждение в исследованиях, проведенных учеными разных стран

Так, например, даже подростки, считающие независимость необходимым условием для стабильности своих увлечений, подчеркивают важность поддержки своих интересов («но без давления») со стороны родителей. В то же время стабильность интересов и внешкольных увлечений детей является важной, но часто игнорируемой, характеристикой их творческой продуктивности.

Как и П. Торренс, большинство психологов включает в число обязательных признаков одаренности интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности. При этом более благоприятным для прогноза развития одаренности и творческих достижений признается сочетание уровня развития интеллекта выше среднего с высоким уровнем творческого мышления, чем даже очень высокий уровень развития лишь одного из этих аспектов.

И наконец, наблюдения за одаренными детьми продемонстрировали благотворное влияние на их развитие раннего знакомства с различными типами поведения, речи, обучения, которое способствует формированию более разностороннего взгляда на мир, более гибкого подхода к проблемам, актуализации разнообразных форм самовыражения.

Тест на креативность

1. Возможно ли улучшить мир вокруг вас?

Да – 3

Нет, меня и так всё устраивает – 1

Да, кое-что изменить нужно – 2

2. Когда начинаете какое-либо дело, вы всегда настроены на успех?

Да – 3

Обычно терзают сомнения – 1

Нет – 2

3. Возникает ли у вас желание сменить род деятельности, начать что-то новое, не изведанное?

Да, интрига меня притягивает – 3

Хочу оставить всё, как есть – 1

В зависимости от направления нового дела – 2

4. Вы начинаете заниматься новым делом, при этом появляется желание добиться в нём совершенства?

Да – 3

Меня устраиваете уже то, чего смог(ла) достичь – 1

Да, только если есть к нему интерес – 2

5. Например, вы занимаетесь каким-либо делом. Что может вас остановить или заставить бросить это занятие?

Вы считаете, что работа полностью сделана и всё выглядит прекрасно – 3

Вас более или менее удовлетворяет результат – 1

Работа до конца не завершена, исчезло вдохновение – 2

6. Если новое занятие вызывает у вас интерес, хотите ли вы знать о нём больше?

Да – 3

Нет, меня интересует только самое основное – 1

Нет, мне просто было любопытно – 2

7. К каким средствам вы прибегаете, когда всё идёт не так, как надо?

Всё равно продолжаете работать, но не долго – 3

Бросаете эту затею и считаете её не достижимой – 1

Упорно продолжаете работать – 2

8. По-вашему мнению, как нужно выбирать профессию?

В первую очередь должен быть к ней азарт, способности и будущие перспективы – 3

Учесть спрос на профессию и её престижность – 1

Какие преимущества можно от неё получить – 2

9. Имеете ли вы собственные нереализованные проекты, которое значительно облегчат вашу деятельность?

Да, даже несколько – 3

Да, но их сложно реализовать – 1

Нет, для чего это вообще нужно – 2

10. Как вам больше нравится проводить свой досуг?

В уединении и в размышлениях – 3

В компании друзей – 1

Всегда по-разному, всё зависит от настроения – 2

11. Вы остались наедине с собой, чем вы займётесь?

Будете мечтать и строить безумные планы – 3

Найдёте занятие и начнёте что-то делать – 1

Предадитесь мечтам связанных со своей работой – 2

12. Внезапно вас захватила интересная идея, где и когда начнёте её обдумывать?

Вне зависимости от местонахождения и в любое время – 3

Исключительно наедине – 1

В том месте, где более спокойно — 2

13. Как себя поведёте при отстаивании собственного мнения?

Откажетесь, если аргументы другой стороны более убедительны – 3

Строго будете настаивать на своём, даже если доводы не в вашу пользу – 1

Ваше мнение изменится при сильном давлении оппонентов — 2

Результаты к тесту

От 30 до 39 баллов

Ваше воображение очень развито, к любой работе и ситуации вы подходите с творческим взглядом. Если вы научитесь правильно применять свои способности, то в любом начинании вас ждёт большой успех!

От 20 до 29 баллов

Бесспорно, вы умеете нестандартно мыслить, но иногда вы не полностью раскрываете свой потенциал. Вы обязательно добьётесь признания, если будете работать над своим развитием дальше.

От 13 до 19 баллов

Ваша креативность, к сожалению, не очень велика. Может дело в том, что вы себя просто недооцениваете или перед вами, не было творческих задач. Проверьте в свои способности, найдите какое-нибудь интересное занятие.

Хотите узнать свой стиль в одежде? Тогда пройдите ещё один тест и узнайте собственный стиль.

Желаю вам, успехов во всём! Пока!

P.S. В конце хочется дополнить чудесным стихотворением Ольги Сеньковой:

«Человек рождается без крыльев»

Человек рождается без крыльев. Но бывает, крылья «вырастают» — Ели вдруг, влюбился человек. Или его что то «окрыляет» Пока есть за что бороться, есть надежда, Пока есть ему к чему стремиться — Человек, как птица-феникс вновь Оживёт, из пепла возродится. Человек рождается без крыльев Но ведь сам себя он окрыляет… Что вновь суждено ему пройти, Только Бог один на свете знает. Человеку крыльев не дано Не дано было крылатому родиться. НО пока живёт на свете человек — Значит ему есть к чему стремиться.

Сердечно ваша, Мария Новикова

Методика Джоя Пола Гилфорда

Своеобразный прорыв в разработке тестов на креативность совершил американский профессор Дж. Гилфорд. В 1950-е гг. он со своими коллегами из университета штата Калифорния представил ряд методик, известных многим как Южнокалифорнийские тесты.

Программы Гилфорда позволяли устанавливать, каким образом работает дивергентный образ мышления. В процессе проверки испытуемому предлагалось пройти в общей сложности 14 тестов, 10 из которых – вербальные, требуют краткого устного ответа. Следующие 4 подразумевали составление ответа на основе изобразительных заданий.

Не менее востребованными оказались «Последствия», «Альтернативное использование» и «Усовершенствование продукта» – тесты креативности, разработанные командой Гилфорда для учеников старших классов, студентов и выпускников. При использовании данных тестов отмечалась слишком переменчивая валидность и невысокая надежность во время проверки небольших контрольных групп. Впоследствии, многие психологи сошлись в едином мнении – проблема заключалась в необходимости быстрого прохождения тестов. Личностные особенности испытуемых практически не учитывались.

Замечание 1

Рассматриваемые методики не имеют системы определения показателей по количеству ответов. Соответственно, их практическое применение возможно только опытными специалистами.

Интерпретация результатов

Беглость, или продуктивность

Этот показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен прежде всего тем, что позволяет понять другие показатели КТТМ. Данные показывают (см. табл. 1), что большинство детей 1–8 классов выполняют от 7 до 10 заданий, а старшеклассники – от восьми до десяти заданий. Минимальное количество выполненных заданий (менее пяти) встречается чаще всего у подростков (5–8 классы).

Гибкость

Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на показатель беглости и умножения на 100%. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации.

Оригинальность

Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов. Как и гибкость, оригинальность можно анализировать в соотношении с беглостью с помощью индекса, вычисляемого описанным выше способом.

Разработанность

Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие – для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.

Адаптация

Попытка адаптации одного из субтестов полного теста Торренса была предпринята А.Н. Ворониным – субтеста «Завершение картинок» (Complete Figures) – на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет. Тест адаптирован в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук. При адаптации особый акцент ставился на выявление невербальной креативности как некоторой способности к «порождению» нового, оригинального продукта в условиях минимальной вербализации. Другими словами — вербализация материала, с которым работает испытуемый, и средств «порождения» нового продукта не обязательна и вторична. Обозначение испытуемым нарисованного некоторыми словами не является при интерпретации результатов существенным и используется лишь для более полного понимания рисунка.

Инструкция проведения: субтесты методики

Мы подготовили удобный для распечатки и заполнения бланк для прохождения Теста ТорренсаСкачать

Субтест 1. На первом этапе нужно нарисовать рисунок, используя стимульный материал.

Стимульный материал имеет форму овала, с размером примерно как яйцо у курицы. Человек должен этот овал приложить к листу бумаги и нарисовать с ним какой-нибудь рисунок. После этого нужно дать рисунку название.

Субтест 2. Нужно дорисовать незаконченные фигуры в 10 квадратах

Этот этап самый распространенный. Иногда его делают отдельно от остальных, называется методика «Краткий тест Торранса». Суть: психолог дает пациенту 10 незаконченных фигур. Он должен их закончить и дать им название.

Субтест 3. Исходные данные: 30 параллельных линий.

Задача испытуемого: на основе каждой пары линий нарисовать оригинальный рисунок, который должен включать в себя эти линии.  

Интерпретация результатов

Беглость, или продуктивность

Этот показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен прежде всего тем, что позволяет понять другие показатели КТТМ. Данные показывают (см. табл. 1), что большинство детей 1–8 классов выполняют от 7 до 10 заданий, а старшеклассники – от восьми до десяти заданий. Минимальное количество выполненных заданий (менее пяти) встречается чаще всего у подростков (5–8 классы).

Гибкость

Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на показатель беглости и умножения на 100%. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации.

Оригинальность

Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов. Как и гибкость, оригинальность можно анализировать в соотношении с беглостью с помощью индекса, вычисляемого описанным выше способом.

Разработанность

Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие – для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.

Тест Гилфорда на креативность

В 50-х Гилфорд выделил 16 общих познавательных креативных характеристик

Особое внимание он уделил тем качествам индивидуума, которые невозможно оценить интеллектуальными тестами. Это беглость и гибкость мысли, оригинальность, нестандартность

Ученый разработал полтора десятка тестов. В них исследуемому нужно было найти словесный ответ, а также составить его на основе рисунка. Эти тесты предназначены взрослым и старшеклассникам.

Психологи считают, что низкая эффективность данных тестов для определения творческих способностей объясняется неучетом личностных характеристик и установкой на скорость решения задач. Создателем детских задач для проверки на креативность стал Вильямс.

Оригинальность

Местоположение (внутри — снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок.

Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи данной стимульной фигуры.

Обоснование: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру-стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать внутри закрытой части. Высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т. е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.

1 балл — рисуют только снаружи.

2 балла — рисуют только внутри.

3 балла — рисуют как снаружи, так и внутри.

Общий сырой балл по оригинальности (О) равен сумме баллов по этому фактору по всем рисункам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector