“ъ” представляет новый альбом бориса гребенщикова

Ссылки [ править ]

  1. Рональд С. Грин, Chanju Mun, Transmission Gyōnen о Дхарме Будды в трех странах , BRILL, 2018, стр. 28.
  2. Джонс, Линдси (главный редактор) (2005). Энциклопедия религии . (2-е изд.) Том 14; Масааки, Хаттори (ред.) (1987 и 2005) « Yogācāra «: стр.9897. США: Справочник Macmillan. ISBN  0-02-865983-X (версия 14)
  3. Дэвид Калупахана, «сарвастивад и его теория сарвов асти.» Обзор Цейлонского университета, 24, 1966, 94–105.
  4. Рэндалл Коллинз, Социология философий: глобальная теория интеллектуальных изменений. Издательство Гарвардского университета, 2000, страницы 221-222.
  5. Дэн Люстхаус, Буддийская феноменология. Рутледж, 2002, стр. 43.
  6. Рэй, Реджинальд А. Тайна мира Ваджры: Тантрический буддизм Тибета, 2002, стр. 126.
  7. Лама Сурья Дас, Пробуждение внутреннего Будды: восемь шагов к просветлению, стр. 63.
  8. Junjirō Takakusu, Основы буддийской философии, Motilal Banarsidass публ., 1998, стр. 109.

  9. А. Чарльз Мюллер (перевод), Краткое изложение четырехчастных учений Тяньтай 天台 四 教 儀 Составлено Корё Śramaṇa Chegwan 高 麗沙 門 諦觀http://www.acmuller.net/kor-bud/sagyoui.html
  10. Басуэлл, Роберт Э. (1991), «Краткий» подход к медитации Кан-хуа: эволюция практического субитизма в китайском чань-буддизме. В: Питер Н. Грегори (редактор) (1991), Внезапно и постепенно. Подходы к просвещению в китайской мысли, Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited, стр. 233

Убеждения

Буддизм также включает определение «Дхарма человеческих существ». Эта концепция известна как «5 принципов». Они основаны на моральном поведении, которое и делает мир людей терпимым. Эти заповеди помогают буддисту удержаться от плохих поступков и служат основой для дальнейшего роста дхаммы.

  1. Я беру на себя обязательство воздерживаться от уничтожения живых существ. Это предписание распространяется на всех созданий, не только на людей. Все существа имеют право на свою жизнь, и его следует уважать.
  2. Я беру на себя обязательство воздерживаться от взятия того, что не дано. Эта заповедь шире, чем просто отказ от воровства, так, следует избегать идей, если не уверены, что они предназначены для вас.
  3. Я беру на себя обязательство воздерживаться от сексуальных проступков. Это предписание часто неверно интерпретируется как относящееся только к насилию. Оно охватывает любые чувственные излишества, даже чревоугодие.
  4. Я беру на себя обязательство воздерживаться от неправильной речи. Помимо предупреждения лжи и обмана, эта заповедь охватывает клевету, а также разговоры, которые не приносят пользы другим людям.
  5. Я беру на себя обязательство воздерживаться от опьяняющих напитков и наркотиков, которые приводят к беспечности. Эта заповедь относится к особой категории, поскольку она не предполагает внутреннего зла, например, в алкоголе, но злоупотребление им может быть причиной нарушения других четырех заповедей.

Буддизм учит, что эта жизнь – лишь одна из многих, но все они разные. Дхарма помогает людям избежать множества судеб. Придерживаясь принципа естественной гармонии, человек не только обеспечивает благоприятное перерождение, но и движется к буддийской цели. Это нирвана – состояние радости, в котором люди, наконец, освобождаются от цикла жизни и смерти.

Галерея [ править ]

Исторические и археологические примеры

  • Воссоздание приблизительного плана Санчи времен Маурьев, показывающее столп, увенчанный дхармачакрой.

  • Колонна Бхархут Пасенади

  • Реконструкция основного колеса столба Санчи

  • Ступа Бхархут в Индийском музее, Калькутта

  • Изображение песчаника, c. II век до нашей эры, Бхархут, Индийский музей — Калькутта.

  • Иллюстрированная реконструкция башен в Бхархуте Александра Каннингема

  • Восточные ворота ступы Бхархут, увенчанные вершиной дхармачакры

  • Будда в лице Дхармачакры, ступа Санчи № 3.

  • Дхармачакра на столбе, ступа Санчи № 3

  • Поклонение столпу Ашоки, ступа Санчи no. 3.

  • Иллюстрация из Ступы Санчи

  • Санчи Ступа

  • Рельеф ступы Амаравати в музее в Ченнаи, Индия.

  • Пилястра из известняка, II век н.э., Амравати , Индийский музей, Калькутта.

  • Следы Будды с дхармачакрами, Археологический музей, Амаравати

  • След Гандхары Будды 1-го века

  • Стела Гандарана, иллюстрирующая первую проповедь в Сарнатхе , II век, Музей искусств Метрополитен.

  • Стела из Гандхары

  • Скульптура, изображающая дхармачакру в музее Амаравати.

  • Монета Таксила с колесом и буддийскими символами

  • Монета, найденная в Афганистане, 50 г. до н.э. — ок. 30 г. н.э., самое позднее до 50 г. н.э.

  • Три Драгоценности, или Триратна. Восточный Афганистан. Кушанский период . 2–3 век.

  • Дхармачакра Правартана Мудра , период Гупты, 5 век н. Э.

  • Дхаммачакка, Национальный музей, Бангкок, Таиланд

  • Дхаммачакка, Национальный музей, Бангкок , Таиланд

  • Као Кланг Най, исторический парк Си Тхеп, Таиланд.

  • Мон дхармачакра, VII или IX век, Песчаник

  • Колесо Дхармы, Япония, период Камакура , 1200-е гг. Н.э., бронза — Токийский национальный музей .

  • Часть статуи Будды, изображающая первых пяти учеников Будды в Сарнатхе и Дхармачакре.

  • Японская дхармачакра, конец 13 века.

  • База Мандала, Китай, династия Мин, Музей искусств Кливленда.

  • Колесо Дхармы, Китай, династия Цин, период Цяньлун, 1736–1795 гг.

  • Коробка с чернильными лепешками: желтая чернильная палочка, Китай, династия Цин (1644–1912).

Современные примеры

  • Ступа Шанти , Лех

  • Ват Фотивихан, Тумпат, Келантан

  • Ват Майсуванкири, Тумпат, Малайзия

  • Бутанская Дхармачакра, Тхимпху

  • Вход в Ват Пхра Синг.

  • Якха, поддерживающий Дхаммачакку, Ват Шри Супхан, Чиангмай

  • Дхармачакра в Буданатхе

  • Дхаммачакка на главном фронте, Ват Пхра Путтхабат Так Пха, Лампхун

  • Вход в Глобальную пагоду Випассана.

Государственные флаги и официальная символика

  • Герб Монголии включает в себя Дхармачакр, а чинтамани , а Паий , синюю ХАТУ и соёмбо

  • Герб Шри — Ланки , показывая синий Дхармачакра как гребень

  • Герб Индии , показывая Ашока Чакра на базовой панели , представляющей Дхармачакра

  • Эмблема Верховного суда Индии, на которой изображена дхармачакра на вершине Львиной столицы. Он был найден сломанным при раскопках.

  • В центре флага Индии находится Ашока-чакра, представляющая Дхармачакру.

  • Флаг из бывшего королевства Сиккима признаков версии Дхармачакра

  • Эмблема центральной тибетской администрации с тибетским буддийским стилем Дхармачакра

  • Флаг дхаммачакка, символ буддизма в Таиланде.

  • Печать Университета Таммасат в Таиланде, состоящая из Конституции на Фане с двенадцатью спицами дхаммачаккка.

  • Цвета Национальной скаутской организации Таиланда

  • Флаг, используемый индийским буддийским движением далитов

  • Знак отличия буддийских капелланов в вооруженных силах США .

  • Колесо в джайнском представляет дхармачакру.

  • Эмблема надгробия USVA 2

Важные элементы

В центре колеса дхармы имеются концентрические круги: это четыре благородных истины. Они находятся в центре, потому что составляют самую суть учения:

  • Правда дукки. Человеческому существованию присущ дискомфорт. Но это не означает, что счастье недостижимо.
  • Истина о причине дукки. Желание рождает привязанность, которая становится причиной страдания. Стремление не существовать ведет к самоуничтожению.
  • Правда о вымирании дукки. Благодаря постоянному обучению можно уменьшить привязанность. Это приводит к угасанию трех великих ядов, отравляющих существование: жадность, ненависть, невежество.
  • Истина пути. Следование восьми принципам ведет к прекращению страданий. Они изображаются в виде столбов на краю колеса дхармы.

Основатель буддизма под дуккой также подразумевал разные виды негативных переживаний. Например, беспокойство, недовольство — в общем, самые разные виды неудовлетворенности. Причем удовольствие тоже считается страданием, поскольку оно конечно.

12 нидан

Так в буддизме называются звенья причинно-следственной цепи, вытекающие одно из другого, которые приводят человека к страданиям и необходимости многократных перерождений. Все они взаимосвязаны между собой – первое порождает второе, второе – третье и так далее до последнего – двенадцатого, из которого, в свою очередь, проистекает первое.

Цепь страданий человека:

  • Неведение – ложный ум, которые порождает «Я», но не дает познать истинную природу Ума.
  • Привычки и шаблоны, которые заставляют совершать ошибки, что мешают эволюции при перерождении.
  • Сознание, складывающееся на основе привычек и формирующее личность.
  • Осознание всего сущего как «Я» и «Мир вокруг Меня».
  • Шесть органов чувств, заставляющие человека считать все, воспринимаемое им, «настоящим» и «единственно правильным».
  • Контакт между «Я» и объектами, осуществляемый посредством шести чувств.
  • Ощущения (как приятные, так и негативные), возникающие как следствие контакта с окружающими объектами.
  • Привязанности и неприятия, формирующиеся у человека на основе его ощущений.
  • Действия, которые предпринимает человек в своем стремлении к удовольствиям (привязанностям).
  • Карма, формируемая на основе мыслей, стремлений и действий каждого человека.
  • Неизбежное старение в процессе земного существования челнока, которое ведет к финалу.
  • Смерть, которой заканчивается существование в мире Сансары, после чего она опять погружает человека в неведение.

По легенде, перед пробуждением (просветлением) Будда тщательно анализировал все 12 составляющих Самсары в попытках найти самое слабое звено, разорвав которое, можно вырваться из круговорота. И ему это удалось.

Сансара и карма

Карма — санскритское слово, буквальным значением которого является «действие». В нем говорится о законе, где каждое действие имеет равную реакцию либо сразу, либо в какой-то момент в будущем. У добродетельных поступков будут хорошие реакции или ответы, а плохие будут иметь противоположный эффект. 

Понятие кармы и сансары очень тесно связаны, так Закон сансары — это и есть закон кармы, который преподносит человеку последствия за сделанные поступки при жизни. Эти законы сопровождают человека на протяжении всей жизни, возлагая ответственность за совершенное или несовершенное, потому что бездействие по этим законом  также считается действием.

Из этого следует, законы кармы и сансары имеют связи, причины и следствия, исходя из которых, результатом является вознаграждение или наказание. Но карма и сансара не тождественны друг другу. Стоит понимать разницу. Так карма является неким контрольным мерилом, лакмусовой бумажкой в сансаре. Поэтому «закон сансары» исходит по результатам кармы, состоящей из человеческих поступков в миру.

В индуизме карма работает во время всех жизней накапливаясь переходя из одной жизни в другую, а проявление ее можно ощутить в последующей. Индусы считают, что люди могут создавать положительные или отрицательные последствия для своих действий и могут пожинать их плоды уже в этой жизни. А также в будущем человеческом рождении или в божественной или адской области, в которой возрождаются заново. Этот процесс реинкарнации называется сансарой, непрерывным циклом, в котором душа перерождается заново и заново исходя из законов действия и реакции кармы. При смерти многие индусы верят, что душа переселяется тонким телом в новое физическое тело, которое может быть человеческой или нечеловеческой формой.

Согрешая через поступки, слова или мысли, карма затягивает человека в Колесо сансары опять и опять. 

Чтобы отработать карму и разорвать сансарное колесо нужно жить согласно правилам. Совершая хорошие и благие деяния можно очистить ум и прийти к освобождению через 10 хороших поступков, которые сформируют качество кармы. По буддийским учениям они совершаются телом, умом и речью

Спасти жизнь (неважно будет это маленький жучок или нуждающийся в помощи человек).
Быть щедрым везде и во всем, не только в материальном плане.
Верность партнеру, семье, избегая распущенности и порочных связей.
Хорошие поступки разрешающие любые примирения враждующих сторон.
Речь, созданная из слов должна быть наполнена добротой, лаской и мягкостью. 
Говорить и нести в жизнь только правду, игнорируя и искореняя в себе любые проявления лжи. 
Непраздная речь, может с первого взгляда мудрой, но по сути своей пустословной и вздорной, не являющейся истиной.  
Быть доволен тем что имеешь. 
Людское сострадание и проявление искренней любви.
Знание учений, понимание истины и просветлении.

Убрав негативную карму, через добрые правильные поступки можно прервать порочный круг и вырваться с бесконечных оборотов колеса.

Выход есть

Как она появилась в Азии

Свастика, направление лучей которой было повернуто как по часовой, так и против часовой стрелки, пришла в азиатскую часть планеты предположительно благодаря культуре, которая существовала еще до возникновения расы ариев. Она называлась Мохенджо-Даро и процветала у берегов реки Инд.

Позже, во втором тысячелетии до нашей эры, она появилась за Кавказскими горами и в Древнем Китае. Еще позднее достигла границ Индии. Уже тогда символ свастики упоминался в «Рамаяне».

Сейчас он особенно почитается у индусов-вайшнавов и джайнистов. В этих верованиях свастика ассоциируется с четырьмя уровнями самсары. В северной Индии она сопровождает любое начало, будь то женитьба или рождение ребенка.

Познавательно о сути буддизма

Термин буддизм происходит от слова “Budhi”, что означает «просыпаться». Если в двух словах про суть буддизма это — философия пробуждения. Буддизм — это вера, полностью основанная Сиддхартхой Гаутамой, или «просвещенным» Буддой более 2500 лет назад в Индии. Википедия трактует Будди́зм как учение в религиозно-философском направлении с концепциями: дхарма и бодхи («пробуждение»). 

Буддизм означает философское учение, согласно которому раскрывает истинные причины человеческого страдания. Указывая путь, пройдя по которому, можно достигнуть нирваны, или мира полного внутреннего счастья и покоя.

Буддизм не только объясняет как формируется собственное будущее через мысли, слова и поступки, что даёт большую свободу и возвращает контроль над своей жизнью. Но и просветляет своими учениями и практиками, через древнейшую мудрость.

Цель буддизма коротко — это достижение полной нирваны (освобождение от страданий), через избавление от «незнания» себя. Буддизм — это лекарство, приняв которое человек начинает излечиваться. Только постепенная тренировка ума, наполняет человека, так как «кувшин наполняется капля за каплей».

«Лучше тысячи пустых слов — это одно слово, которое приносит мир».

Атрибуты практики

Атрибуты практики используются монахами и буддистами-мирянами во время различных ритуалов — мероприятий, проводимых в храмах, чтения мантр, подношений.

Бумпа – особый кувшин без ручки, наполняемый водой во время очистительных обрядов. Часто он украшен драгоценными металлами и камнями. В обычное время он хранится около алтаря.

Дамару – тибетский барабан, используемый в ритуалах. Раньше они изготавливались из двух черепов – мужского и женского, что показывало непостоянный характер сансары и двойственность. Когда по дамару ударяли, получался единый звук, который объединял две части двойственного мира. Сейчас каркас делают обычно и дерева, обмотанного кожей.

Лампада – свеча с чашей, куда во время обрядов наливают масло гхи. Свет свечи символизирует будущую просветленность молящегося.

Лунгта – один флаг или несколько разноцветных флажков, на которые нанесены мантры, отрывки священных писаний, янтры. Когда речь идет о нескольких флажках, то цвета чередуются: желтый, зеленый, белый, синий, красный. Их вешают на крышах, между деревьев, в горах, и каждый раз, когда ветер развевает полотна, прочитываются мантры, написанные на них.

Медные тарелки – инструмент, используемый в музыке в виде двух чаш из металла. Также известны под названием цимбалы. Издавая при игре громкий звон, они олицетворяют звук в целом. Они часто кладутся на алтарь, играя роль подношений божествам.

Молитвенный барабан – внутри барабана содержатся свитки, на которых несколько тысяч раз написана мантра. Считается, что каждый раз, когда человек крутит барабан по часовой стрелке, он многократно произносит эту мантру вслух и наполняет пространство ее энергией. Также в буддизме есть и маленькие барабанчики — ручные.

Тханка – иконопись по-тибетски. Представляет собой полотна, на которых изображены будды и бодхисаттвы. Они могут выполняться даже из золота и серебра – такие шедевры стоят очень дорого.

Четки – особые бусы для чтения мантр. На нить нанизывается 108 бусин, которые скрепляются вместе. Их венчает главная, 109-я бусина, которую также называют «голова Будды».

Сарнатх

Сарнатх

Место, где Будда Шакьямуни дал первые объяснения Дхармы, он особо выделял и рекомендовал для паломничества своим последователям, — это Сарнатх (Олений парк) возле города Варанаси (в прошлом город Бенарес).

Дхарма чакра мудра

Это важное событие в иконографии символически выражает определенный жест рук будды: Дхармачакра мудра, и ее разновидность Витарка мудра. Дхармачакра

Дхармачакра

По легенде, когда Будда достиг Просветления, первыми узнали об этом боги и пришли почтить его. Великий Брахма, поднес ему золотую Дхарма чакру («Колесо Закона», «Колесо Истины» или «Колесо Учения»), подразумевавшую все полномочия вселенского правителя Чакравартина.

Брахма и Будда

Проявления в жизни

Иногда различные выражения колеса дхармы могут, обескураживать своими видимыми, противоречиями. Такие противоречия возникают потому, что кажущееся истинным, с одной точки зрения, может казаться ложными с другой.

Если мы хотим быть совершенно свободными, мы не должны ни к чему прилепляться, даже если мы пришли к пониманию самых глубоких уровней реальности, мы всё же должны учиться быть свободными на уровнях, относительных.

Это уровень мудрого разграничения правильное правильно, а неправильное неправильно. Однако с другой точки зрения, всякая мысль пуста. Когда мысли возникают в сознании и мы с ними не отождествляемся и не вовлекаемся в их круговорот, то сама идея истинного и ложного размывается мы видим, что мысль есть просто мысль и не более того.

Мысль возникает, какое-то время пребывает с нами и проходит бесконечными волнами катятся дальше пустые феномены. В этой открытости навстречу всей широте опыта нет ни правильного, ни неправильного. Однако в процессе проявления нами своей энергии ив управлении, ею нам следует очень внимательно следить как за тем, что мы делаем, так и за результатами своих действий, ибо истинное является правильным, а ложное неправильным.

Одна из основных пар противоположностей, оказывающих на нашу жизнь, большое влияние, есть пара «да — нет». Какое отношение несёт в себе компонент этой пары «да»? «Да» позитивно. Когда мы говорим вещам «да», то мы раскрываемся им навстречу, и в этой открытости присутствует бесстрашие.
В практике дхармы, в движении к пониманию своей жизни, подход, выражающийся в слове «да» по отношению к мыслям, эмоциям, другим людям, миру, одаривает нас прекрасным чувством богатства и полноты. Здесь вовлечённость и преданность. Однако то же самое «да» может повести и в сторону страстных желаний и закабаляющих привязанностей. «Да» может привести к привязанности к чему-то к идентификациям, к укреплению чувства отдельно стоящего эго.

Колесо Сансары

Интересные статьи и публикации по эзотерике и религии на тему Колесо Сансары вы найдете в онлайн ленте статей раздела Религия.

С помощью символа “Колесо Сансары” можно разъяснять ущербность круга перерождений и благие качества обретения освобождения. Изображение называется “Колесо Сансары”, потому что оно ясно учит нас тому, чем является сансара.

Ущербность круга перерождений Это можно объяснять, опираясь на три пункта: 1) Причина круга перерождений; 2) Места, где происходят перерождения; 3) Почему это называется “Колесом Сансары”. ПРИЧИНА ПЕРЕРОЖДЕНИЙ

Существуют две такие причины.

Это наши действия…

“КОЛЕСО ЖИЗНИ” (санскр. бхавачакра, пали бхавачакка; др. названия — колесо бытия, круг сансары, круговорот перерождений) — одна из ведущих концепций будд. модели мироздания.

Клеша), отравляющие сознание живых существ, не дают им возможности вырваться за…

Сансара – (санскр.

samsara– «прохождение», «протекание»), в индийской философии реинкарнация, повторные рождения; когда бестелесное начало индивида после распада одной телесной оболочки соединяется с другой, что, в свою очередь, сопровождается приобретением способностей, соответствующих результатам предшествующего существования. Сансара является реализацией действия «закона кармы», неразрывно связана с неизбежно вытекающими из этого незнания страстями и страданиями. Сансара – единая иерархическая…

КОЛЕСО ГОДА это колдовской календарь, который содержит 13 праздников полнолуния или эсбатов и 8 Дней Силы или саббатов (шабашей). Все эти праздники представляют собой цикл рождения и смерти.

В дни полнолуния происходит высвобождение священной энергии, которая ассоциируется с Луной и Великой Богиней. Ритуал лунного праздника исполняется в честь творческой жизненной силы, пронизывающей Вселенную.

Дни полнолуния дают магам особую возможность для установления связи с духом.

Даты Дней Силы…

Самайн — праздник, занимающий особое положение в кельтском календаре. Именно в этот день возрастает роль потустороннего мира в нашей жизни. Многие проводят спиритические сеансы, чтобы заглянуть в будущее или проститься с прошлым.

В 2017 году октябрь буквально переполнен энергетически сильными днями. Один из них приходится на кельтский праздник Самайн. Все дело в том, что древние кельты, а затем и скандинавы, верили: время — это колесо, которое крутится весь год.

Один поворот колеса — начало…

Существам не легко вырваться из циклического потока рождений и смерти, – цепляясь за своё бытиё, все они порождают карму, в соответствии с которой движутся к новому циклу существования в одном из шести уделов: в Аду, в Мире Голодных Духов, в Мире Животных, в Мире Людей, в Мире Асуров, в Мире Дэвов.

В центральном малом круге бхавачакры изображены свинья, петух и змея; соответственно они символизируют три…

Самое раннее, по мнению историков и археологов, буддийское изображение, символизирующее Дхарму – Учение Будды.

По своему происхождению колесо является древнеиндийским символом защиты и создания, впервые в истории встречающимся на глиняных печатях цивилизации Хараппа (около 2500 г. до н.э.) в качестве солнечного символа.

Колесо, или чакра, является главным атрибутом индуистского бога Вишну, поддерживающего установившейся порядок во Вселенной; его диск с шестью спицами под названием Сударшана…

Многие исследователи видят в этом символе солярный знак, символ солнца, которое обожествлялось в древних культурах.

И в наших деревнях некоторые вешают очень похожие на буддийский символ колеса от телеги над входом в дом для защиты своего жилища от злых сил, или так на счастье. Это еще раз напоминает нам об общности разных культур…

Осуществив полное просветление, Будда вскоре захотел поделиться своим открытием со всеми чувствующими существами. Он прошёл сто пятьдесят миль пешком из Бодхгайи, где он пережил озарение под деревом бодхи, в город Сарнатх в Бенаресе.

Сейчас, став просветлённым, он в своём великом сострадании хотел помочь своим друзьям найти путь к…

О сколько раз В Аду я пребывал, Животным был И был одним из прет. В мирах богов Я вновь и вновь терял Божественных заслуг Чудесный свет. Мой век теперь – Не более ста лет, Но если дольше – Жизнь так коротка.

Кто может мне помочь Вернуть мой Cвет? Учитель сердца, Истина одна.

Когда мы умираем, разрушаются внутренние Элементы Земли, Воды, Огня, Ветра.

Пространство изменяется, мы чаще всего теряем сознание вследствие шока, и, когда приходит осознавание, мир Бардо раскрывает нам…

Цветовые решения

Буддийские татуировки изначально наносились черным цветом с применением красного и коричневого пигментов и только натуральными красителями. Сегодня, благодаря многообразию красок и творческому подходу тату-дизайнеров можно создать полноцветный красочный шедевр. Часто в исполнении буддийских символов используют синий, красный и золотой оттенки.

Характерной особенностью рисунка восточной тематики является выделение главной фигуры и обязательное наличие второстепенных символов, обрамляющих основное изображение. Второстепенные мотивы часто имеют геометрическую форму и многократно повторяются. Они плотно заполняются цветом, оттеняя центральное изображение.

Иконография Колеса Сансары

Обычно Колесо Сансары изображают в виде древнего колесничего, который имеет восемь спиц. На каждой из них, содержится множество подробных иллюстраций о том, что же происходит с душой на всех этапах круговорота, и что самое главное, отвечает на вопрос: — «Как выйти из Колеса Сансары?».

В центре изображения нарисован круг с четырьмя окружностями, которые поделены на сегменты. В каждом из них иллюстрируется действие законов кармы.  Центральные фигуры круговорота – три существа, что отравляют человеческий ум, а именно:

  • Свинья – как символ невежества;
  • Петух – олицетворяющий привязанность и страсть;
  • Змея – затуманенная гневом и отвращением.

Эти три яда омрачают разум человека, заставляя постоянно перерождаться, накапливая и искупая свою карму.

Второй круг именуется Бардо. Он состоит из светлой и тёмной части, которые символизируют благие деяния и грехи. Если душа устремилась к добрым поступкам – она переродится в благоприятных мирах. Души полные грехов, попадают на тёмную сторону и направляются в адские миры.

Третий круг делится на шесть частей, по количеству шести типов миров: начиная от самых светлых и заканчивая тёмными и мрачными. В каждой из секций находится  изображение Будды или святого учителя дхармы – бодхиставы, который часто приходит в наш мир из сострадания к живым существам.

Классификация миров в буддизме

Мир богов (дэвов). Обитатели этого мира – боги. Они полны блаженства и не задумываются о законах кармы или последующих перерождениях. Дэвы считаются бессмертными, но и их путь не вечен. Когда жизнь божества близится к концу, оно испытывает горечь и страдания во много раз превышающие человеческие, так как понимает, каких удовольствий лишается.

Мир полубогов (асуров). Существа этого мира полны гордыни, зависти и ревности. Асуры, в отличии от дэвов (богов), не являются бессмертными, но обладают очень большой силой.

Мир людей. Мир, основанный на привязанности и любви. Люди не видят вещи такими, как они есть, но имеют возможность учиться и познавать новое.

Мир животных. Обитатели этого мира живут в неведении и тупости, отдавая предпочтение естественным нуждам. Животные, в отличии от людей, не помышляют о духовном. По причине отсутствия воли, обстоятельства всегда берут верх над ними, а жизнь полна страха и беспокойства.

Миры голодных духов (претов). Обитатели этого мира одержимы вечным вожделением и ненасытной жаждой. Преты – это призраки, которые вынуждены жить в муках из-за невозможности утолить все свои страсти и похоти. Их излюбленное место обитания – перекрестки и ограды домов (владений).

Мир адских существ (нараков). Очень жестокий мир, где рождаются существа, чей ум наполнен злобой, гневом и жаждой мести. Ады (жители адского мира) испытывают нескончаемые страдания и муки.

Не смотря на то, что миры расположены по кругу, перевоплотиться можно как сверху, так и снизу. Из мира людей можно взлететь в мир дэвов (богов) или рухнуть в ад.

Внешняя рамка Колеса Сансары состоит из двенадцати изображений, которые символизируют законы кармы в действии:

  • Первое изображение – человек со стрелой в глазу, как символ отсутствия четкого видения;
  • Второй сюжет – мастер за работой, олицетворяющий зачатие (рождение нового);
  • Тритий сектор – представляет обезьяну, которая символизирует беспокойство ума;
  • Четвёртая картинка – изображает двух людей в лодке, как осознание себя и будущей жизни;
  • Пятое изображение – жилище с шестью окнами, как символ шести чувств восприятия человека;
  • Шестой сюжет – пара, символизирующая рождение в проявленных мирах;
  • Седьмой сектор – изображает воду, пролитую на раскалённое железо, как ощущения ума: нейтральные, отвратительные или привлекательные;
  • Восьмое изображение – пьющий алкоголь человек, который олицетворяет возникновение пристрастий или антипатий, на основе полученных ощущений;
  • Девятый сюжет – обезьяна собирающая плоды, как символ правил поведения, которые создает ум (желать приятное, избегать плохого, игнорировать нейтральное);
  • Десятый сектор – представляет беременную женщину, как символ взаимосвязи подсознательных штампов поведения и кармических предпосылок для нового воплощения в мирах сансары;
  • Одиннадцатое изображение – рождение дитя, как результат действия кармы, образованной в предыдущей жизни;
  • Двенадцатый сюжет – изображает покойника, символизирующего бренность жизни и её окончание. Таким образом, колесо сансары дало оборот для живого существа.

И последний элемент иконографии Колеса Сансары – Яма. Он крепко держит в своих зубах и когтях весь круговорот, являясь божеством смерти и бренности жизни. Яма считается посмертным судьёй и владыкой адского мира. Будто в противовес этому суровому божеству, за пределами колеса стоит Будда, показывающий на Луну.

Закон и суть Дхармы на примерах

Суть Дхармы – в её всеобщности: она космический закон и истина, она же и путь к истине для каждого человека. Понимание своей Дхармы и следование ей – путь к избавлению от страданий, в этом смысле Дхарма идентична 4-м благородным буддийским истинам.

В числе универсальных законов Дхармы:

  • Изучение и соблюдение морально-нравственных норм. Вознаграждение получит тот, кто будет нарабатывать положительную Карму, избегая насилия, лжи, проявлений гнева и жадности, помогая другим и выполняя свои обязанности как члена общества.
  • Следование своему предназначению и своей Дхарме. Этот закон может быть нарушен лишь в экстремальных обстоятельствах, когда это необходимо для выживания. Тот, кто проходит чужой путь, вредит сразу двоим: себе, так как не даёт развиться своей подлинной природе и талантам, и другому – не позволяя уже ему решить свои кармические задачи и развить уже его подлинность.
  • Упорство на пути вне зависимости от успехов или неудач: прекрасно, если есть поддержка и понимание со стороны близких, но, если её нет, – такова задача индивидуального пути человека на данным момент. Трудности и препятствия, как в любом навыке, лишь тренируют умение следовать Дхарме.
  • Дхарма индивидуальна и зависит от характеристик и природы человека, а не от статуса, профессии и тому подобное. Действительно, не всегда человек обладает свободой выбора окружения, обстоятельств, порой ошибается в решениях. Но следование Дхарме представляет собой осознанное намерение, предполагающее познание себя.
  • Основа Дхармы состоит в следовании чувству долга, а не поиск сиюминутных вознаграждений и удовольствий. Вознаграждение здесь – сопутствующий фактор: тот, кто нацелен на быстрые улучшения в жизни, вряд ли выберет длительный путь самопознания и самосовершенствования.
  • Признание существования Верховного Господа, в руках которого Дхарма каждого человека. Этот закон тесно переплетается с концепцией смирения: для каждого человека есть области, в которых стоит и необходимо проявлять упорство и настойчивость, и есть то, что нужно просто принять.

Увеличивает свои страдания, идя против Дхармы тот, кто выбирает образ жизни и сферу деятельности из соображений престижа, не обращая внимания на то, в чём действительно талантлив, кто ищет удовольствия в ущерб обязанностям, кто избегает ответственности, действуя из прихотей и мимолётных желаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector