В какого бога верили татаро-монголы на самом деле

Рекомендации

  • Бухараев, Равиль (2000). Ислам в России: четыре времени года . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-312-21522-4.
  • Американская энциклопедия . Grolier Incorporated. 1920 г.
  • Эззати, А. (2002). Распространение ислама: способствующие факторы . ISBN 1-904063-01-2.
  • Фольц, Ричард (2010). Религии Великого шелкового пути (2-е изд.). Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-62125-1.
  • Морган, Дэвид (2007). Монголы . Молден, Массачусетс: Blackwell Pub. ISBN 978-1-4051-3539-9.
  • Рансимен, Стивен (1987). История крестовых походов . ISBN 978-0-521-34770-9.
  • Уэтерфорд, Джек (2004). Чингисхан и создание современного мира . Пресса трех рек. ISBN 0-609-80964-4.

Единая Монголия

В 1206 г. Тэмуджин достиг абсолютной гегемонии в Монголии. Курултай – съезд представителей всех племен – провозгласил его Чингисханом, великим вождем над всеми племенами.

Первым шагом будущей грозы Евразии стали… нет, не завоевания. Сначала нужно было покончить с клановым сознанием и слить ручьи отдельных племен в сильный поток единой нации. Для этого Чингисхан издал  Ясу – единый свод законов, установивший, говоря современным языком, правила администрирования страны.

Все монголы-мужчины стали официально считаться воинами, объединенными в отряды: десятки, сотни, тысячи и тумэны (отряды по десять тысяч человек). Формировались структурные единицы не по племенному принципу – так хану удалось смешать воедино разрозненные кланы и выстроить пирамиду власти из лояльных лично ему батуров-богатырей.

Кроме того, он установил единую систему налогообложения, опоясал страну сетью курьеров-гонцов (что пригодится в грядущих войнах) и подвел под свое копье почти 100 тысяч воинов, а также уверил монголов, что мир принадлежит им, а судьба всех остальных народов – служить. У тезиса не было серьезной религиозной базы: верования монголов были крайне туманны и, по сути, ограничивались культом Великого Синего Неба, объединявшего всех локальных божков.

Тем не менее, идею собственной исключительности кочевники-скотоводы, которых презирали оседлые жители развитых соседних государств, восприняли на ура. Можно было начинать воевать.

Распространнение буддизма в Монголии

С ранних времен монголы культурно и духовно взаимодействовали с буддизмом. Считается, что буддизм развился в период Хунну, самых ранних монгольских предков. Историки предполагают, что жертвоприношения совершались на юго-западе империи Хунну возле трехметровой золотой статуи Будды.  

Му Инь, лидер Сумбе, знамя Му Иня монгольской нации, приказал, «Мы должны накапливать заслуги, совершая добрые дела и заставляя их расти, выполняя достойные поступки».

История говорит, что монгольское государство Нирун (4-6 вв. нашей эры) сделало буддизм своей государственной религией. Лама, названный Дхармаприйей на западе (нынешний Ганьсу) в 420 году стал учителем буддизма в государстве Нирун. Буддизм распространился через Монголию из турецкого ханства в Нирун и вплоть до конца уйгурского государства (IX-XI вв. н.э.).

Кидан-монголы, прежде чем возникла их собственная империя, основали первый буддийский монастырь в 902 году нашей эры.

Чингис Хаан, основавший единую Монгольскую империю, написал письмо тибетскому ламе Саджин Хамбо в 1206 году. В нем говорится: «Хотя я хочу пригласить вас, мои государственные дела еще не закончены. Помолись за меня.» В следующих письмах Чингис Хаан освобождал глав тибетской религии от налога. Некоторые из министров Чингис Хаана были буддийскими религиозными учеными.

Поощряя буддийскую религию, Өгөдэй Хаан (1229-1241) начал распространение буддизма в Харакоруме, которое завершилось в 1256 году в царствование Мөнх Хаана.

Буддизм процветал в империи Монголии Юань, основатель которой Хубилай-хаан (1215-1294) следовал политике монгольского хана, почитал и поддерживал буддизм. Он в 1260 году пригласил в свой дворец для написания книг Пагву Ламу Лодойжалцана из секты тибетских саджей и предложил ему возглавить лам штата Юнь в городе Шанд, вручив печать государственного учителя. Преемники Хубилая приветствовали лам в качестве пропагандистов буддийской идеологии, предоставив им титул государственных учителей.  

Самый сложный монгольский период — это 16-й век, неблагоприятное время для распространения буддизма. Во второй половине XVI века монгольский буддизм возродился в третий раз благодаря  поддержке монгольских лидеров, ученым и тибетским религиозным лидерам.

Среди значительных фигур этого возрождения были Өндөр Гэгээн Занабазар из Халха, Зая Пандида Лувсанпэрэнлэй, Зая Пандида Намхайжамц, Просвещенный Лама Чойзад, Нэйж Тойн, Пандида Аюуш-гүн из Хөх хота, Алтан Хан из Түмэд, Автай Сайн Хан из Халх, Лигдэн, Галдан Бошигт хана из Ойрада и Түмэн Сайн Ноён Хан.

[править] Источники

  1. http://www.bbc.com/russian/russia/2012/12/121212_russia_yoke
  2. биография Елюй Чуцая в «Юань ши», цз. 149, см. русский перевод в Н. Ц. Мункуев «Китайский источник о первых монгольских ханах», М.: Наука, 1965, стр. 188
  3. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. — 1960. — Т. 2. — С. 132.
  4. Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // Бартольд В. В. Сочинения. — М.: 1963. — Т. I. — С. 559.
  5. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. — 1960. — Т. 2. — С. 136—139.
  6. Бартольд В. В. Беркай // Бартольд В. В. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. — М.: Наука, 1968. — Т. 5. — С. 503—507.
  7. Грум-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. — Л., 1926. — Т. II. — С. 481.

Другие религии

Перепись 2020 года насчитала 23 078 человек, которые исповедовали религии, отличные от буддизма, монгольского шаманизма, ислама или христианства, что составляет 0,7% от общей численности населения страны.

Вера Бахаи была введена в Монголии только в 1980 — х и 1990 — х годах, как и до этого момента коммунистической идеологии подавлено религии и препятствует распространению новых. Первый бахаи прибыл в Монголию в 1988 году и основал общину верующих, а затем основал Местное духовное собрание бахаи . В 1994 году бахаи избрали свое первое Национальное духовное собрание .

Индуизм также распространился в Монголию в 1990-е годы, после распада коммунистической республики. Международное общество сознания Кришны (Харе Кришна) и Патанджали Yogpeeth утвердились в Монголии; в то же время некоторые монгольские буддисты включили индуистские концепции и техники в свою буддийскую религию.

Восхождение хана

Чингисхан.

Монголия XII века располагалась между Китаем и Сибирью, тогда лишенной каких-либо государственных образований, и представляла собой скопище диковатых, но очень боевых племен кочевников-скотоводов. Объединения строились по принципу семья – род – клан – племя, то есть бал правило кровное родство.

Племена друг с другом то ссорились, то мирились (в процессе ссоры нормально было вырезать какое-нибудь из племен подчистую), но варились, так или иначе, в собственном соку, не угрожая могущественному Китаю, где тогда правила династия Цзинь.

Человеком, который изменил все, стал Тэмуджин, сын Есугей-багатура. Уже в 9 лет он остался сиротой – Есугея, известного полководца, предположительно отравили татары (одно из монгольских племен, к современным российским татарам не имеет отношения).

Молодые годы будущего великого правителя стали тем еще хождением по мукам – вдовам и детям Есугея приходилось скитаться по степи, их искали враги. Племя тайчиутов взяло в плен Тэмуджина, он сидел в колодках и только чудом смог сбежать. По сути подросток, он сумел выжить, нашел поддержку у друзей отца и, заматерев и приобретя сторонников, принялся воевать за объединение монгольских племен.

Есугей-багатур, отец Чингисхана, в представлении современного художника.

На это ушло больше двадцати лет – с 1184 по 1206 гг., и, несмотря на местечковость драк, уже тогда Тэмуджин зарекомендовал себя как храбрый, умный и безжалостный политик. Меняя союзников и врагов, как перчатки, молодой вождь по очереди отомстил всем, кто как-то обидел его или его семью.

Разгромил меркитов, похитивших его жену, крепко наказал тайчиутов за тот случай с колодками – но больше всего досталось татарам, предполагаемым убийцам отца. Одолев их в битве, Тэмуджин приказал перебить всех мужчин племени, кто выше тележной оси – то есть каждого, кроме двухлетних детей. Таков уж был джентльменский кодекс Великой Степи.

Современная ситуация[править | править код]

По сообщениям печати и Интернет-сайтов, в 2010 г. в Улан-Баторе действовали более 350 храмов и религиозных учреждений. Из них христианских (в основном, протестантских) – 197 (почти 70 %), буддийских – 63, шаманских – 7, исламских – 3. Без законных разрешений и регистраций действовали: христианских храмов – 91, исламских – 1, шаманских – 1. По официальным данным, в 2010 г., в Улан-Баторе зарегистрированы и действуют 115 христианских храмов и церквей, 62 буддийских монастыря и дацана, 10 шаманских центров, 2 мечети, 1 бахаистский храм.

Отношение к религии(население 15 лет и старше)
Отношение к религии численность доля%
буддизм 1 009 357 53,0
ислам 57 702 3,0
шаманизм 55 174 2,9
христианство 41 117 2,1
другие религии 6933 0,4
неверующие 735 283 38,6
ВСЕГО 1 905 566 100,0

В Монголии буддизм постепенно возродился. Монастырей стало больше, как и духовенства. Однако количество монастырей и монахов не сопоставимо с таковым до репрессий 1937—1938 гг.

Казахи Монголии имеют свыше 40 мечетей в местах их компактного проживания на западе Монголии, а также школы по изучению основ религии. В центре столицы Монголии городе Улан-Батор идёт строительство центральной мечети Монголии.

Казахи в Монголии исповедуют ислам суннитского толка. Ранее исповедовавшие ислам хотоны, спонтанно воспринявшие значительную часть буддистских традиций и обычаев окружающих их дербетов, ныне постепенно восстанавливают исламские традиции.

В Монголии есть небольшая (несколько десятков человек) еврейская иудаистская община.

С конца 1990-х годов в Монголии функционируют и некоторые другие деноминации (мунизм, бон).

Христианствоправить | править код

По данным «Энциклопедии религий» Дж. Г. Мелтона в 2010 году в Монголии насчитывалось 47,1 тысячи христиан. Исследование Pew Research Center насчитало в стране 60 тысяч христиан. При этом, за десятилетие 2000-2010 гг. христианство было самой быстрорастущей религией страны (ежегодный прирост составлял 6%).

Большинство монгольских христиан — прихожане различных протестантских церквей (34-40 тысяч верующих). Православия в стране придерживаются 1,4 тысячи человек. Это проживающие в стране русские, украинцы, белорусы, молдаване и члены смешанных семей. Численность католиков, по данным апостольской префектуры Улан-Батора, составляла 656 человек (на 2011 год), в стране было 20 католических священников и четыре прихода. Ещё 9 тысяч верующих относятся к маргинальному христианству (преимущественно мормоны и свидетели Иеговы).

Современное положение буддизма и других религий

Поскольку демократия наступила в 1990 году, с принятием Конституции в 1992 года Монголия вновь пользуется свободой религиозных убеждений. Религиозные верования, кроме биддизма, начали проникать в Монголию, ища почву для своих доктрин. Конституция дает гражданам свободу вероисповедания и люди могут свободно выбирать, какой религии следовать.

Была заложена правовая основа для возрождения традиционной религии и для сосуществования других религий. В Положении 9 Конституции Монголии говорится: «Государство должно уважать монастырь, и монастырь будет уважать государство. Отношения между государством и религией будут регулироваться законом».

Сегодня в Монголии насчитывается более 250 культовых мест различных религиозных конфессий, таких как буддизм, христианство, ислам, шаманизм, Ананда Марга, бахаи, бомбо и секты Кришны. Отношение государства можно охарактеризовать как терпимое. Опрос показал, что в Монголии буддистов в 13 раз больше, чем верующих всех других религий.

Однако монгольские буддисты тесно сотрудничают с другими конфессиями из Азии, Европы и США. Хамбо-лама Д.Чойжамц из монастыря Гандантэгчинлэн, центра монгольского буддизма, был в 2003 году избран президентом и возглавил конференцию азиатских буддистов за мир. Выдающиеся монгольские буддисты были избраны на руководящие должности Азиатской буддийской федерации.

При Чингисхане монголы исповедовали тенгрианство

Мы пока не осветили очень интересную тему — какая вера у монголов была при Чингисхане и вообще до того, как свои позиции набрал тибетский буддизм. Иначе говоря, какая религия была у татаро-монголов?

Часто источники не усложняют никому жизнь и просто пишут, что большая часть населения тогдашних монголов исповедовала шаманизм.

Но в действительности у нас есть термин — тенгрианство (тенгризм). Это слово мы используем сейчас, а называли ли как-то свою веру древние монголы, неизвестно.

Статутэтка Умай — матери-земли в тенгризме. Фото: matma.ru

Слово «тенгризм» образовано от имени бога Тенгри — главного мужского божества, образа неба. Были и женские божества. Например, Умай — это Мать-Земля. Миром мёртвых правил старик Эрлик.

Но не стоит обольщаться на счёт наших знаний о тенгризме. До наших дней дошло не столь много о том, какой была религия в Монголии при Чингисхане. Наверняка мы можем утверждать следующее:

  1. Внешне это выглядело политеистическим учением. Но в голову умерших монголов не залезть. Кто знает, не считали ли они своих богов персонификацией сил чего-то единого?
  2. Большое значение имело поклонение природе. Духи-хранители разных мест пользовались особым почитанием. Существовали ритуалы для общения с ними.
  3. Имелся культ предков. Они могли вмешиваться в жизнь живых.

Сейчас тенгрианство пытаются возродить. Есть даже храмы этой традиции. Но, увы, реставрировать по крупицам информации старые верования невозможно. Примерно то же самое мы можем наблюдать на примере славянских языческих верованиях.

Тенгрианство номинально исповедуют серди монголов, татар, бурятов и т.д. Но всё это больше фантазия на почве малоинформативных археологических находок. Сегодняшний шаманизм монголов — это попытка наугад ткнуть пальцем в небо и случайно указать на нужную звезду.

Это правильно назвать неоязычеством, то есть, религией, придуманной недавно. Сегодня её исповедует около 3% монголов.

Христианство Монголии

Христианские общины на территории Монголии появились еще в древности. Верующие торговцы и ремесленники, как только обосновывались на новой земле, возводили храм и приглашали своего священника. Во времена правления коммунистической партии под запретом находилась любая религия, в том числе и христианство.

В период же возрождения религиозных очагов немногочисленные католики и православные, проживающие в Монголии, получили возможность иметь свои общины и приходы, посещать храмы. Представители этой веры – это в основном люди, которые работают или по ряду причин просто проживают на территории страны.

Католическая миссия представлена четырьмя приходами, три из которых расположены в Улан-Баторе, одна — в городе Дархане. Католиков насчитывается по всей Монголии не очень много – около тысячи человек.

Православие в Монголии также присутствует. В столице есть Троицкий храм, освященный в 2009 году. Его прихожане – это около ста работающих в окрестностях русских, украинцев, белорусов, грузин и лиц других национальностей, для которых православная вера является родной.

Монгольские шаманы (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Шаманизм как религия Монголии занимает значительное место в жизни местного населения. Это направление берет истоки от языческого поклонения, где в ранг божеств возведены все силы природы и природные явления. При этом современные монгольские шаманы не имеют ничего общего с шарлатанством и необразованностью. Это настоящие медиумы, которые путем многолетней работы над своим духом и телом достигли высшего совершенства. Погружаясь в особое состояние транса, шаман получает способность к общению с духами, дар целительства и предсказания. Религия шаманства направлена на укрепление тесной связи человеческого тела с духовной оболочкой. Монгольский шаманизм тесно связан с ламаизмом и на сегодняшний день со стороны выглядит эдакой местной экзотикой. На самом же деле способностями и методами шаманов всерьез интересуются исследователи в области психологии и человеческих возможностей.

История[ | код]

Обо в Монголии

Во древности предки монгол были шаманистами. Во времена империи Юань официальной религии был тибетский буддизм традиции Сакья. После распада империи Юань наряду с буддизмом вновь большое значение приобрел шаманизм. К концу XVI столетия шаманизм был в Монголии вытеснен тибетским буддизмом традиции Гэлуг. В северных таёжных районах Монголии шаманизм сохраняется и поныне, в сочетании с буддизмом.

На начало XX в. значительную часть населения Монголии составляло буддийское духовенство, т.к. в каждой семье был обычай отдавать третьего ребенка в монастырь. Монастыри оказывали значительное влияние на власть и хозяйство страны. После образования Монгольской Народной Республики началось изъятие ценностей у монастырей, их закрытие и искоренение буддизма. В 1937—1938 гг. проводились массовые репрессии против духовенства, все монастыри были закрыты, в основном разрушены. В конце 1940-х гг. был открыт один монастырь. Под влиянием перестройки в СССР в Монголии в 1989 году сняли ограничения на религиозную деятельность.

Современная ситуация

По сообщениям печати и Интернет-сайтов, в 2010 г. в Улан-Баторе действовали более 350 храмов и религиозных учреждений. Из них христианских (в основном, протестантских) – 197 (почти 70 %), буддийских – 63, шаманских – 7, исламских – 3. Без законных разрешений и регистраций действовали: христианских храмов – 91, исламских – 1, шаманских – 1. По официальным данным, в 2010 г., в Улан-Баторе зарегистрированы и действуют 115 христианских храмов и церквей, 62 буддийских монастыря и дацана, 10 шаманских центров, 2 мечети, 1 бахаистский храм.

Отношение к религии(население 15 лет и старше)
Отношение к религии численность доля%
буддизм 1 009 357 53,0
ислам 57 702 3,0
шаманизм 55 174 2,9
христианство 41 117 2,1
другие религии 6933 0,4
неверующие 735 283 38,6
ВСЕГО 1 905 566 100,0

В Монголии буддизм постепенно возродился. Монастырей стало больше, как и духовенства. Однако количество монастырей и монахов не сопоставимо с таковым до репрессий 1937—1938 гг.

Казахи Монголии имеют свыше 40 мечетей в местах их компактного проживания на западе Монголии, а также школы по изучению основ религии. В центре столицы Монголии городе Улан-Батор идёт строительство центральной мечети Монголии.

Казахи в Монголии исповедуют ислам суннитского толка. Ранее исповедовавшие ислам хотоны, спонтанно воспринявшие значительную часть буддистских традиций и обычаев окружающих их дербетов, ныне постепенно восстанавливают исламские традиции.

В Монголии есть небольшая (несколько десятков человек) еврейская иудаистская община.

С конца 1990-х годов в Монголии функционируют и некоторые другие деноминации (мунизм, бон).

Христианство

По данным «Энциклопедии религий» Дж. Г. Мелтона в 2010 году в Монголии насчитывалось 47,1 тысячи христиан. Исследование Pew Research Center насчитало в стране 60 тысяч христиан. При этом, за десятилетие 2000-2010 гг. христианство было самой быстрорастущей религией страны (ежегодный прирост составлял 6%).

Большинство монгольских христиан — прихожане различных протестантских церквей (34-40 тысяч верующих). Православия в стране придерживаются 1,4 тысячи человек. Это проживающие в стране русские, украинцы, белорусы, молдаване и члены смешанных семей. Численность католиков, по данным апостольской префектуры Улан-Батора, составляла 656 человек (на 2011 год), в стране было 20 католических священников и четыре прихода. Ещё 9 тысяч верующих относятся к маргинальному христианству (преимущественно мормоны и свидетели Иеговы).

Три волны буддизма в Монголии

Как религия буддизм начал проникать на территорию Монголии еще во II веке до нашей эры – из Индии вместе с элементами согдийской культуры. Но соперничать с шаманизмом по полярности он, конечно, не мог, хотя свой определенный след все же оставил.

В XIII веке – во времена Чингисхана – на современную территорию страны пришла вторая волна – на этот раз из Тибета. Это был так называемый ламаизм – комплекс религиозных учений, основанный на традициях Махаяны с элементами Ваджраяны, с особенными методиками медитации и тантрическими практиками.

В существовавшей в ту пору монгольской Империи Юань, основанной внуком Чингисхана – Хубилаем, ламаизм стал основной религией. Для перевода религиозных первоисточников (в основном древнеиндийского происхождения) была даже разработана первая общемонгольская письменность – квадратное письмо.

Однако с падением Империи Юань – в середине XIV века – ламаистическая философия в Монголии, как и квадратное письмо, потеряла популярность. Закончилась вторая волна.

В третий раз буддизм пришел на монгольскую землю в XVI веке – сначала в форме религии для избранных, но после объединения тибетских земель и образования тибето-монгольской цивилизации (к концу столетия) ламаизм становится общенациональной религией, фактически единой для региона.

[books] The Buddha’s Footprint

Johan Elverskog. The Buddha’s Footprint: An Environmental History of Asia.«In the current popular imagination, Buddhism is often understood to be a religion intrinsically concerned with the environment. The Dharma, the name given to Buddhist teachings by Buddhists, states that all things are interconnected. Therefore, Buddhists are perceived as extending compassion beyond people and animals to include plants and the earth itself out of a concern for the total living environment. In The Buddha’s Footprint, Johan Elverskog contends that only by jettisoning this contemporary image of Buddhism as a purely ascetic and apolitical tradition of contemplation can we see the true nature of the Dharma. According to Elverskog, Buddhism is, in fact, an expansive religious and political system premised on generating wealth through the exploitation of natural resources.
Elverskog surveys the expansion of Buddhism across Asia in the period between 500 BCE and 1500 CE, when Buddhist institutions were built from Iran and Azerbaijan in the west, to Kazakhstan and Siberia in the north, Japan in the east, and Sri Lanka and Indonesia in the south. He examines the prosperity theology at the heart of the Dharma that declared riches to be a sign of good karma and the means by which spritiual status could be elevated through donations bequeathed to Buddhist institutions. He demonstrates how this scriptural tradition propelled Buddhists to seek wealth and power across Asia and to exploit both the people and the environment.

Elverskog shows the ways in which Buddhist expansion not only entailed the displacement of local gods and myths with those of the Dharma—as was the case with Christianity and Islam—but also involved fundamentally transforming earlier social and political structures and networks of economic exchange. The Buddha’s Footprint argues that the institutionalization of the Dharma was intimately connected to agricultural expansion, resource extraction, deforestation, urbanization, and the monumentalization of Buddhism itself.»

История

Обо в Монголии

Во древности предки монгол были шаманистами. Во времена империи Юань официальной религии был тибетский буддизм традиции Сакья. После распада империи Юань наряду с буддизмом вновь большое значение приобрел шаманизм. К концу XVI столетия шаманизм был в Монголии вытеснен тибетским буддизмом традиции Гэлуг. В северных таёжных районах Монголии шаманизм сохраняется и поныне, в сочетании с буддизмом.

На начало XX в. значительную часть населения Монголии составляло буддийское духовенство, т.к. в каждой семье был обычай отдавать третьего ребенка в монастырь. Монастыри оказывали значительное влияние на власть и хозяйство страны. После образования Монгольской Народной Республики началось изъятие ценностей у монастырей, их закрытие и искоренение буддизма. В 1937—1938 гг. проводились массовые репрессии против духовенства, все монастыри были закрыты, в основном разрушены. В конце 1940-х гг. был открыт один монастырь. Под влиянием перестройки в СССР в Монголии в 1989 году сняли ограничения на религиозную деятельность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector